Линейно-функциональные структуры управления и их разновидности. Матричные, программно-целевые структуры

Управленческие структуры, построенные на органическом сочетании и взаим­ном дополнении линейных и функциональных полномочий, получили название линейно-функциональных. Существующие сегодня линейно-функциональные структуры управления мож­но условно объединить в три группы. Для крупных предприятий с массовым производством однородной продукции, имеющих несколько самостоятельных подразделений, созданных по продуктовому или территориальному принципу, используется управленческая структура, полу­ чившая название централизованно-функциональной. В ее рамках функциональные руководители, возглавляющие штабные службы, могут предписывать способы действий линейным подразделениям (так называе­мый принцип ограниченного функционализма).

В целом матричные управленческие структуры, как считается, имеют немало дос­тоинств. Они обеспечивают высокую целевую ориентацию работ, их быструю адап­тацию к меняющейся ситуации; дают возможность руководителям проекта сосредоточиться на содержательных задачах, не отвлекаясь на административные и хозяйст­венные дела; позволяют оперативно маневрировать ресурсами. На их основе реализуется принцип взаимного ограничения руководителей. В то же время они сложны в управлении, ибо решения, принимаемые двумя руко­ водителями, чьи взгляды совпадают далеко не всегда, требуют длительных согласо­ваний, а поэтому по природе конфликтны и способствуют развитию бюрократизма.

Третьей разновидностью линейно-функциональных структур являются прог­раммно-целевые, связанные с руководством комплексными программами. Здесь обеспечивается эффективное взаимодействие подразделений, связанных с инновационным процессом и развитием организации; высшее руководство осво­бождается от координации действий исполнителей по этим направлениям.

В целом линейно-функциональное управление, сохраняя все достоинства линейно-штабного, существенно ослабляет его главный недостаток - перегрузку руководителей, и особенно первого лица. Этим оно повышает эффективность функционирования организации. В то же время подрываются линейные полномочия, принцип единоначалия, усложняются внутриорганизационные связи, возни­кает избыток информации, усиливается бюрократизм, растут административные расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: