Прежде всего бюрократические тенденции ослабляются переходом к гибким управленческим структурам (проектным, программно-целевым и матричным). В проектных структурах бюрократизации управления препятствует временный характер существования, вследствие чего их руководители попросту не успевают обюрократиться.В матричных и профаммно-целевых структурах руководители подразделений и про ектов (комплексных программ) делят между собой управленческие функции. Этим они уравновешивают взаимные притязания, что также ослабляет бюрократизацию. В вертикальной кольцевой системе совещательных структур не только улучша ется координация действий руководителей различных уровней, но и обеспечивает ся их взаимный контроль. Бюрократизации препятствует формирование новой модели управления, преду сматривающей: • уменьшение числа уровней иерархии и переход от «высоких» управленческих структур к плоским с соответствующим расширением прав и ответственности исполнителей; • локализацию максимального числа управленческих функций непосредствен но на низовом уровне и интеграцию их с производственными функциями; • отказ от узкой специализации работников и обособленности звеньев управле ния, их интеграцию; • резкое сокращение функций надзора и контроля в пользу консультирования и поддержки исполнителей; • развитие «рабочего представительства» и формирование некоторых направ лений внутренней политики организации (прежде всего в социальной сфере) в прямом диалоге руководства и рядовых работников (их представителей, на пример профсоюзов); • повышение информированности всех сотрудников; • внедрение политики «открытых дверей» и принципа максимальной прозрач ности, допускающих возможность прямого обращения к вышестоящему ру ководителю любого ранга, минуя непосредственного начальника. Снижает бюрократизацию управлейия и перевод где только возможно внутрен них отношений на экономические рельсы. Речь идет о том, что все подразделения организации получают право реализовывать свои товары и услуги на внутриорга- низационном рынке (рынок, как известно, главный враг бюрократии). Организации, в которых переплетаются административные и экономические методы управления, получили название многомерных. В них значительно повыша ются четкость, гибкость, надежность управления, создается простор для совершен ствования его форм и методов, ослабляется негативное воздействие бюрократиче ских тенденций. Делегирование прав и ответственности подчиненным Как уже говорилось, сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей. Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он (на время или постоянно) передает решение менее значительных проблем и не обходимые для этого права конкретным подчиненным. В итоге в рамках управленческой структуры происходит рациональное перерас пределение функций отдельных субъектов, называемое на Западе делегированием организационных полномочий и ответственности.
|
|