Контроль в управлении, его виды и функции

Управление основывается на четкой системе контроля, без которого оно имеет фиктивно-демонстративный характер.

В системе управления контроль выполняет следующие основные функции: • проверочную (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологиче­ ских, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений); • информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта); • диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и воз­ можностей, скрытых резервов); • прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров; • коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи; • ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание; • стимулирующую (по итогам контроля происходит оценка персонала, поощре­ ние или наказание); • корректирующую (на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необ­ ходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них); • защитную (способствует сохранности ресурсов)

Виды

Выделяют следующие основные виды контроля:

1. По типу: • традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стан­ дартов; • опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок; • предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

2. По видам (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производствен­ ный и др.).

3. По объектам, каковыми являются: • состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем фи­ нансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования; • эффективность производственной деятельности; • промежуточные и конечные результаты; • затраты, потери и их виновники; • достоверность, качество, доступность, полнота информации; • сроки исполнения принимаемых решений; • имидж организации; • сохранение коммерческой тайны и т. д.

4. По субъектам, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).

5. По интенсивности (нормальный или усиленный).

6. По месту осуществления.

7. По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий — исправить положение дел).

8. По методам: • фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта; • документальный происходит на основе сверок и проверок документов; • оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.

9. По стадиям осуществления.

В соответствии с указанным признаком выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный, как это явствует из самого термина, предшествует активной деятельности, а тем более каким-то конкретным результатам. Его задача в основ­ ном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Он осуществляется путем анализа на­ личия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.

Текущий контроль (стратегический и оперативный) оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации

Третьим видом контроля является итоговый. Обычно он связан с оценкой вы­ полнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля ис­ пользуются для составления очередных планов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: