Управление основывается на четкой системе контроля, без которого оно имеет фиктивно-демонстративный характер.
В системе управления контроль выполняет следующие основные функции: • проверочную (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологиче ских, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений); • информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта); • диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и воз можностей, скрытых резервов); • прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров; • коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи; • ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание; • стимулирующую (по итогам контроля происходит оценка персонала, поощре ние или наказание); • корректирующую (на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необ ходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них); • защитную (способствует сохранности ресурсов)
|
|
Виды
Выделяют следующие основные виды контроля:
1. По типу: • традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стан дартов; • опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок; • предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.
2. По видам (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производствен ный и др.).
3. По объектам, каковыми являются: • состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем фи нансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования; • эффективность производственной деятельности; • промежуточные и конечные результаты; • затраты, потери и их виновники; • достоверность, качество, доступность, полнота информации; • сроки исполнения принимаемых решений; • имидж организации; • сохранение коммерческой тайны и т. д.
4. По субъектам, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).
5. По интенсивности (нормальный или усиленный).
|
|
6. По месту осуществления.
7. По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий — исправить положение дел).
8. По методам: • фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта; • документальный происходит на основе сверок и проверок документов; • оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.
9. По стадиям осуществления.
В соответствии с указанным признаком выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный, как это явствует из самого термина, предшествует активной деятельности, а тем более каким-то конкретным результатам. Его задача в основ ном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Он осуществляется путем анализа на личия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.
Текущий контроль (стратегический и оперативный) оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации
Третьим видом контроля является итоговый. Обычно он связан с оценкой вы полнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля ис пользуются для составления очередных планов.