Предфилософские источники Др. Китая. Устройство мира и жизненная позиция человека в философии даосизма

Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории. Древнекитайское классовое общество и государственность образовалось несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы. Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является “И цзин” (“Книга перемен”). В название этого источника вложен глубокий смысл, суть которого - это попытка отразить процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной системой звезд. “Книга перемен” занимает особое место в истории древнекитайской философской мысли. На протяжении столетий все или почти все древнекитайские мыслители пытались толковать и комментировать ее содержание. Эта длительная по времени комментаторско-исследовательская деятельность заложила основы философии в Древнем Китае и послужила источником дальнейшего ее развития.

ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители — Лао-Цзы, Чжуан-Цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан «Дао цзан» — свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.
4. Основные понятия и принципы философии конфуцианства.

Конфуцианство – это этико-политическое учение, в котором центральное место занимают вопросы нравственной природы человека, его этики, морали, жизни семьи, управления государством. Исходная концепция этого учения – концепция неба и небесного веления, т.е. судьбы (небо в этом учении – часть природы, высшая духовная сила), жизнь и смерть определяется небесными велениями (судьбой), богатство, знатность зависят от неба. Центральное место в концепции Конфуция занимает концепция человечности. Достижение человечности – идеал отношений между людьми, в семье, обществе, государстве. Основа – чего не желаешь себе, того не делай другим. Все учения Конфуция излагались в 13 книгах. Древние китайцы полагали, что из бесформенного мрака родились 2 духа, которые упорядочили мир (дух Янь – мужское начало, который стал управлять небом, и Инь – женский, стал управлять землей). В основе постоянно изменяющейся Вселенной взаимодействуют 2 начала Инь и Янь. Из их взаимодействия возникают все вещи и явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: