Проблема познаваемости мира. Познавательная деятельность. Основные понятия теории познания

Проблема познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся человеческие знания, имеющие всегда субъективно-ограниченную природу, с объективным порядком вещей. В решении этой проблемы выделяют три основные гносеологические стратегии: познавательный оптимизм, агностицизм, скептицизм.

• Познавательный оптимизм уверен в том, что мир познаваем. Он характерен для преимущественного большинства философских концепций от Платона и Аристотеля до Маркса, что связано с исходными установками философии на поиск истины и верой в то, что истина есть.
• Агностицизм говорит о принципиальной непознаваемости мира. Не отрицая истину как таковую, агностики (Д. Юм, И. Кант) ограничивают ее сферой человеческой субъективности, за пределы которой познание не может выйти, а следовательно, не может судить об объективном положении дел. В обоих случаях истина никоим образом не выступает соответствием знаний действительности, поскольку мы можем быть уверены лишь в собственном опыте, но не в мире, существующем вне и независимо от нас.

• Скептицизм высказывает сомнение в познаваемости мира, при этом последовательно проведенный скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утверждение о его непознаваемости. Впоследствии скептицизм был сопряжен с критицизмом по отношению к любой традиции, претендующей на авторитарность истины (например, религиозной для французских просветителей). Современный скептицизм (Р. Рорти) делает акцент не столько на критике, сколько на иронии как принципе отношения к любой позиции, включая свою собственную.

Вкачестве цели познания часто рассматривают абсолютно достоверное знание, это «идеал знания», позволяющий выявить критерии научности. Существует два основных подхода к проблеме познания:

1. определяющей является чувственная ступень познания, разум обладает относительной самостоятельностью

2. определяющей является рациональная ступень познания.

Основные понятия, относящиеся к рациональной ступени познания.

Анализ – способ мысленного расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.

Синтез – понятие, противоположное анализу, характеризующее соединение различных элементов в единое целое.

Аналогия – способ рассуждения, при котором конкретному предмету присваиваются признаки, ранее у него отсутствовавшие, на основании его сходства с другим предметом.

Дедукция – логический способ рассуждения, пользуясь которым из истинных посылок при строгом соблюдении правил логики с необходимостью получают истинное заключение.

Индукция – логический способ рассуждения, при помощи которого из частного знания получают общее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: