Моральный выбор в Этике и профессиональной деятельности

Этика как учение о морали. Сущность морали, основные принципы.

"Этика" происходит от древнегреческого слова "этос" — местопребывание, совместное жилище. В современном понимании этика — философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности в том или ином об­ществе. Они выражают основные требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения.

-К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как: гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, отказ от эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Впервые нравственные принципы были в Моисеевых десяти заповедях, выраженных в запрещающей форме (не убий, не укради, не лжесвидетельствуй... и т. д.)

Моральный выбор в Этике и профессиональной деятельности.

В широком смысле слова, моральный выбор это соотнесение различных систем ценностей, принятие решения в пользу одной из них. В узком смысле, это предпочтение

определенного варианта поступка в конкретных обстоятельствах. В конечном счете, он

заключается в выборе между добром и злом. Моральный выбор совершается по внутреннему убеждению, а не по указанию каких-либо социальных инстанций или авторитетов.

Ситуация морального выбора образуется, когда у человека есть возможность

сравнить и выбрать один из нескольких вариантов поступка, сознательно определить

свою позицию и воплотить ее в действии.

Получив объективную возможность поступать тем или иным образом, человек должен

продемонстрировать сцособность выбирать. Именно объективная возможность

поступать тем или иным образом и субъективная способность сознательно выбирать ту

или иную (желательно оптимальную) форму поведения обусловливают свободу

морального выбора человека и определяют меру его нравственной ответственности за

него.

Условия, необходимые для свободного морального выбора:

– отсутствие внешнего принуждения и запретов;

– присутствие сознательности и рефлексии, понимание возможных вариантов выбора;

– действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного выбора;

– наличие ориентиров (ценностей и идеалов) свободной воли, а также средств, при помощи которых возможно выполнить задуманное, и способов деятельности.

Под моральным фактором в профессиональной этике принято понимать степень проявления нравственных качеств личности, определенной группы людей, служебного коллектива при выполнении ими каких либо задач. Как этическое понятие моральный фактоимет сложную структуру, которая включает в себя следующие элементы:

- социальный элемент, который отражает социально-классовую структуру общества, его классовый состав, профессиональные и территориальные группы;

- интеллектуально-профессиональный элемент, представляющий собой уровень образования и культуры населения, его профессиональную подготовку, способность к самообразованию, повышению профессионального уровня;

- аксиологический элемент, который характеризует ценностную ориентацию людей, их общественные потребности и интересы, приоритеты;

- морально-правовой элемент, отражающий эффективность законодательства и его применения, уровень правосознания населения и правовой политики государства.

При определении сущности морального фактора необходимо учитывать:

- его активную, деятельную природу, что отличает от морального потенциала;

- направленность морального фактора, которая может быть как конструктивной, так и деструктивной;

- моральный фактор является частью правовой культуры;

- моральный фактор представляет собой проявление духовных сил общества. Моральный фактор в деятельности юриста характеризуется как проявление нравственных качеств сотрудников в процессе выполнения ими служебных задач. Юрист действует от имени государства и, по сути дела, является проводником воли государства.

Моральный фактор способствует успешному решению служебных задач, благоприятствует укреплению всей правовой системы. Незрелый моральный фактор существенно препятствует решению этих задач, затрудняет нравственное и профессиональное становление сотрудников, способствует моральной деформации сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: