Идеальный образ и «сверх – я»

В психоаналитической теории «сверх – Я» – это инстанция, «неосознаваемое действие которой побуждает Я избегать виновности, защищаться от инстинктивных импульсов, исходящих от ОНО» (Pieron, 1958). Поскольку очень трудно дать операциональное определение «сверх – Я», оно почти не было объектом экспериментальных исследований. В качестве более или менее приемлемого заменителя его выступает идеальный образ, поскольку последний, очевидно, легче выявить, и он, как и «сверх – Я», считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, ответственной за отбор поступков. Согласно психоаналитикам, в основе генезиса идеального образа лежит отождествление с родителями; однако, как мы уже видели выше, эта гипотеза была подтверждена лишь частично. Однако было бы ошибочным, конечно, смешивать два понятия и забывать о том, что между ними есть важные различия. Этот столь дорогой каждому и более или менее нереальный идеальный образ слишком далек от того тирана, которым порой является «сверх – Я». «Сверх – Я» выполняет репрессивные функции, и оно лежит в основе чувства вины, тогда как посредством идеального образа осуществляется относительная оценка различных действии; возможно, что идеальный образ влияет на намерения, а не на действия, а, как известно, добрыми намерениями вымощена дорога в ад. Можно соотнести это понятие идеального образа с тем, что Адлер называет целью или планом жизни. В настоящее время еще невозможно рассмотреть все эти проблемы на экспериментальной основе, и те несколько замечаний, которые мы предлагаем здесь читателю, должны лишь предостеречь его от слишком поспешного отождествления этих двух понятий.

Р. Мейли. Черты личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: