1. Сказка как вид устного народного творчества. Исторические и мифологические корни волшебных сказок.
2. Былина как вид устного народного творчества. Исторические и мифологические корни былин.
3. Калики перехожие и их репертуар (духовные стихи).
4. Скоморохи и их репертуар (скоморошины).
На семинарском занятии предполагается проведение ДРИ на тему: «Смех или аскеза в народной духовной культуре». Студентам предлагается разделиться на две группы: 1 группа – знакомит аудиторию с культурой каликов перехожих на Руси и их репертуаром; 2 группа – скоморохи. Специально избранное жюри решает главный вопрос дискуссии: какая из групп была более доказательна в вопросе о ментальных предпочтениях жителей Киевской Руси. Признавая всю условность данной категоричной постановки вопроса, игра используется в качестве интерактивного метода погружения в эпоху.
Источники и литература к семинару:
1.Источники
«Василиса Прекрсная», «Сказка об Иване – царевиче, жар-птице и сером волке » // Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. Т. I-II. М., 1984-1985.
«Добрыня и змей», «Илья-муромец и Калин-царь», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Иван Годинович» // Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М., 1978.
«Сорок калик со каликою», «Аника-воин», «Голубиная книга», «Алексей-божий человек», «Об исходе души от тела», «Плач Иосифа Прекрасного», «Два брата Лазаря», «Егорий, царевна и змей» //Стихи духовные. М., 1991; Голубиная книга: Русские народные духовные стихи. М., 1991.
«Про гостя Терентишша», «Вавило и скоморохи» // Сборник Кирши Данилова. М., 1977; От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991.
2. Литература
Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки. М., 1992.
Горский А.А. «Всего еси исполнена земля русская…». Личности и ментальность русского средневековья. М., 2001.
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1999.
Домников С.Д. Мать-земля и царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002.
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. М., 1995.
Зуева Т.В. Русский фольклор: Учеб. для вузов. М., 2002.
Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М., 1997.
Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2004.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1994.
Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
Новиков Н.В. Образы восточно-славянской волшебной сказки. Л., 1971.
Очерки истории культуры славян. М., 1996.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. М., 1988.
Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб., 2000.
Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.
Славянская мифология: энциклопедический словарь. М., 1995.
Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 1995.
Толстой Н.И. Язык и народная культура. М., 1995.
Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995.
Фроянов И.Я. Былинная история. СПб., 1997.
Успенский Б.А. Анти-поведение в культуре Древней Руси // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.
Белкин А.А. Русские скоморохи. Л., 1975.
Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси (Любое издание)
Лихачёв Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976.
Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб., 2005.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.