Объект и субъект домоведения

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА — личностное качество и существенная предпосылка эффективности деятельности после окончания вуза

Дом — жилище, построенное человеком. Дом - это то место, где ты живешь с близкими людьми.

Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Домоведение - это вид сервисной деятельности, включающий совокупность средств, форм и методов организации и оказания услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей членов семьи и индивидуумов социума.

Концепция — это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей.

Модель домоведения представляет собой систему следующих конкретных функций, определяющих в своей совокупности сущность управления современным домом:

1. Проведение технико-экономического анализа хозяйственной деятельности в сфере семейного предпринимательства; ведения домашнего, офисного и фермерского хозяйства; разработка и внедрение предложений по его совершенствованию.

2. Исследование влияния внешних политических, экономических, технологических, социально-культурных и психологических факторов на процессы в доме, разработка и внедрение предложений по использованию положительных из них, противодействие отрицательным факторам.

3. Изучение и мониторинг индивидуальных особенностей и потребностей индивидов и членов социума и способствование их максимальному удовлетворению.

4. Формирование и поддержание положительного имиджа дома, внедрение современного стиля жизни, организация интересных и полезных контактов дома с окружающим социумом.

5. Проведение маркетинговых исследований по изучению потребностей общества в товарах и услугах, организация предпринимательской деятельности и повышение конкурентоспособности товаров и услуг семейного бизнеса и домашнего хозяйства.

6. Квалифицированное составление, пополнение и экономное расходование семейного бюджета.

7. Техническое обслуживание инфраструктуры дома, жилых, производственных и вспомогательных помещений дома, земельных участков, приусадебного и фермерского хозяйства, технических и технологических систем и агрегатов.

8. Разработка и внедрение современных сервисных технологий домоведения, использование компьютерных технологий, автоматизация и механизация работ в доме.

9. Проведение анализа характеристик современных технических средств, способствующих снижению трудоемкости домашнего труда и повышению результата деятельности в окружающем социуме с последующим выбором оптимальных вариантов.

10. Формирование благожелательных межличностных отношений, создание уюта в доме и окружающем социуме, разработка и внедрение мероприятий социально-культурной и досуговой деятельности.

11.Организация воспитательных и образовательных процессов в домашних условиях.

12.Организация домашнего продовольственного сервиса, организация домашней кухни и питания индивидов дома, в офисе и окружающего социума, организация заготовок и запасов продуктов и напитков.

13. Разработка и внедрение мероприятий по укреплению здоровья и физическому развитию, оказанию доврачебной помощи индивидам дома и окружающего социума.

14 Разработка и внедрение социальных технологий и социальных программ общества в домашнюю среду и окружающий социум.

15. Экономное управление семейным бизнесом и домашним хозяйством, постоянная разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.

16. Постоянное проведение научных исследований по совершенствованию и развитию методов домоведения, знание и использование зарубежного и отечественного опыта домоведения.

Объектом домоведения является такая сложная социально-экономическая система, как дом, системообразующим признаком этой системы является семья, которой этот дом принадлежит. В состав объекта домоведения входят люди, непосредственные исполнители всех работ в доме: члены семьи; проживающие с ними их дальние и близкие родственники; друзья тех и других; постоянные и временные наемные работники; прислуга, рабочие и служащие семейных предприятий.

Субъект домоведения -это руководящий состав дома, наделенный управленческими функциями и осуществляющий управленческую деятельность: глава дома или семьи, его заместители или помощники, руководители предприятий семейного бизнеса и руководители подразделений, занятые выполнением отдельных конкретных функций домоведения - семейным воспитанием и образованием, дизайном дома, дачи, приусадебного или фермерского хозяйства и т. д.

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также является необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения для обеспечения жизнедеятельности семьи, для удовлетворения ее потребностей в доме организуется управление ее ресурсами. Поэтому именно семья является средой домоведения.

Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей. Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи.

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов. Там нет правителей разного уровня, формальных законов, священнослужителей (как организации), нет специализированных профессий; семья регулирует всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельной семьи или, в крайнем случае, нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья является единственным и достаточным институтом распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев.

При переходе к более сложным культурам формируются другие институциональные структуры. Например, это происходит, когда примитивные племена развивают торговлю с соседями и ближними племенами. Обширная межплеменная торговля вызывает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и людей других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института семьи.

Затем появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций. В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет - это семья: выбранный глава семьи является авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размера племен усложняется структура культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей объединяются» племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии.

Мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: