Раздел 2. Микроэкономика

Тема 4. Рынок как форма организации общественного хозяйства. Основы теории спроса и предложения

План:

4.1. Понятие и функции рынка

4.2. Товар и его свойства

4.3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

4.1. Понятие и функции рынка

Термин «рынок» в экономической литературе трактуется неоднозначно. В отечественной эконо­мической литературе приводятся следующие опре­деления понятия «рынок»:

Рынок – это особая сфера, в которой происхо­дит обмен товаров, столкновение и согласование интересов производителей и потребителей.

Рынок – совокупность сделок купли и продажи товаров;

Рынок – совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанав­ливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Рыночный механизм обладает существенным потенциалом самонастройки, внутренней устрем­ленностью к оптимальному сочетанию конкурент­ного и организующего начал.

Для функционирования рынка требуется мно­гообразие форм собственности и создание рыноч­ной инфраструктуры, а именно:

- наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантия прав собственности субъектов;

- свободные рыночные цены, уравновешиваю­щие спрос и предложение;

- конкурентная среда, основанная на развитой инфраструктуре;

- свободное перемещение капиталов между раз­личными отраслями и регионами;

- финансового капитала и обслужива­ющих его структур, образование финансового рынка, включающего в себя рынок кредитных ресурсов, ценных бумаг и валютный рынок;

- наличие рынка труда с развитой системой под­готовки и переподготовки рабочей силы с уче­том межотраслевых и межрегиональных по­требностей.

К преимуществам рынка относят:

а) эффективное распределение ресурсов, т. е. его способность направлять ресурсы на производ­ство необходимых обществу товаров;

б) гибкость и адаптацию к изменяющимся усло­виям;

в) использование результатов НТР, т. к., стремясь получить максимальную прибыль, товаропро­изводители идут на риск разработки новых то­варов и технологий, чтобы обеспечить конку­рентные преимущества;

в) свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей;

г) способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность своей продукции, организации стремятся расши­рять ассортимент, повышать качество товаров, сни­жать издержки.

Выделяют следующие функции рынка: ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую, санирующую.

Если рассмотреть территориальные границы рынка, то различают: местный, национальны и мировой рынки.

Система рынков – это единая совокупность множества рынков различного назначения (потребительских продуктов, труда, научных разработок, ценных бумаг, духовных благ).

4.2. Товар и его свойства

Товар есть благо, являющееся результатом производства одного субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта через обмен в форме купли-продажи.

За данным определением скрывается довольно сложная совокупность экономических отношений, требующих специального рассмотрения.

Во-первых, товар отражает отношения собственности. Любой товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара предстает как субъект, готовый к его передаче другому в обмен на нечто равноценное.

Во-вторых, существуют отношения по поводу производства товара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализацию на производстве того или иного товара и возможность возникновения на ее основе кооперации.

В-третьих, возникают отношения обмена в форме купли-продажи товара. Эти отношения предполагают, с одной стороны, отчуждение товара от его производителей через его продажу, а с другой – присвоение чужого товара через его куплю. Тем самым с отношениями обмена связана смена собственников товара.

В-четвертых, по поводу товара складываются отношения распределения. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в распределении этого продукта.

В-пятых, товар становится объектом отношений потребления, поскольку, в конечном счете, он создается для удовлетворения каких-то потребностей. Речь идет об отношениях производственного потребления, если товар относится к средствам производства, и об отношениях личного потребления, если товар относится к предметам потребления.

Потребление подтверждает общественный характер производства товаров. Если вещь произведена, но не дошла до потребителя, потому что ее никто не купил, это означает непризнание ее нужности для общества, а процесса ее производства общественным.

Таким образом, отношения обмена в виде купли-продажи являются отличительным признаком товара.

Выделяют следующие виды товаров: неродственные товары, товары-комплементы (взаимодополняемые), товары-субституты (взаимозаменяемые).

Испытывая нужду в каких-либо благах, человек вынужден определять полезность этих благ в условиях их ограниченности.

Полезность –удовлетворение, которое благо приносит потребителю.

В процессе определения для себя степени полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление этого блага. Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъек­тивна.

По мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается.

З акон убывающей предельной полезности: каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всех блага для него снижается.

Ценность (стоимость) это денежная оценка потребителем полезности блага.

4.3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

Спрос – это платежеспособная потребность, количество това­ра (блага или услуги), которое покупатели желают и могут при­обрести по определенной цене за определенный период времени.

Величина (или объем) спроса – это максимальное количес­тво данного товара, которое покупатель готов приобрести по неко­торой цене за данный период времени при данных условиях.

Шкала спроса таблица, где показано изменение количества того или иного блага, которое покупатели желают и могут при­обрести в данное время в зависимости от изменения цены блага.

Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и спросом на данный товар при прочих равных условиях, иначе, чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями, и наоборот, если цена снижается, то количество покупок данного товара возрастает.

Функция спроса от цены может быть представлена тремя способами:

1. Табличным (табл. 4.1).

Таблица 4.1. – Табличное представление функции спроса

Цена товара(P)          
Покупаемое количество (Q)          

2. Графическим.

Кривая спроса имеет отрицатель­ный наклон (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Кривая спроса

Гра­фик от­ра­жа­ет все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты со­от­но­ше­ния це­ны и ве­ли­чи­ны спро­са в сво­их при­де­лах су­ще­ст­ву­ют и дру­гие фак­то­ры, ко­то­рые влия­ют на по­куп­ки. Они на­зы­ва­ют­ся не­це­но­вы­ми де­тер­ми­нан­та­ми. Ко­гда они дей­ст­ви­тель­но из­ме­ня­ют­ся, про­ис­хо­дит сдвиг кри­вой спро­са. По­это­му их так­же на­зы­ва­ют фак­то­ра­ми из­ме­не­ния спро­са. Из­ме­не­ние од­ной из де­тер­ми­нант из­ме­ня­ет по­ло­же­ние кри­вой спро­са.

3. Аналитическим (по формуле 4.1):

Qd = a – b*P, (4.1)

где Qd – объем спроса, P – цена, a и b – некоторые числа.

Неценовые факторы спроса: доход; цены на товары-заме­нители и товары-комплементы; половая и возвратная структура населения; экономическая политика государства; инфляцион­ные ожидания; предпочтение одного товара другому под воздей­ствием рекламы, моды и др.

Необходимо различать понятия «изменение величины спро­са» и «изменение в спросе». Реакция покупателей на изменение цены на товар при прочих равных условиях отражает изменение величины спроса, и передвижение на графике идет от одной точ­ки к другой по кривой спроса. Изменение неценовых факторов спроса приводит к измене­нию в спросе и означает сдвиг кривой спроса вправо (если он растет) или влево (если он падает).

Предложение – количество товара, которое производители согласны и могут продать за определенный период времени при данных условиях.

Величина (или объем) предложения – это максимальное количество данного товара, которое продавец готов предложить по некоторой цене за данный период времени при данных условиях.

Шкала предложения таблица, где показано изменение количества того или иного блага, которое продавцы желают и могут предложить в данное время в зависимости от изменения цены блага.

Закон предложения показывает прямую зависимость объема предложения от изменения цены: чем выше цена, тем больше предложение, а чем ниже цена – тем меньше.

Функция предложения может быть представлена тремя способами:

1. Табличным (таблица 4.2).

Таблица 4.2. – Табличное представление функции предложения

Цена товара(P)          
Покупаемое количество (Q)          

2. Графическим (рис. 4.2).

Кривая предложения имеет положительный, восходящий характер (рис. 4.3).

Рис. 4.2. Кривая предложения

Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производителя могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность про­изводить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверх­урочных работ, а в длительный промежуток времени – за счет экстенсивного развития самого производства.

3. Аналитическим (по формуле 4.2):

Qs = a + b*P, (4.2)

где Qs – объем спроса, P – цена, a и b – некоторые числа.

Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы, качество ресурсов, технология, количество продавцов на рынке, ожидаемые в будущем цены, изменение цен на другие товары, изменение налогов и дотаций, период времени.

Необходимо различать изменение объема предложения и изменение в предложении. Изменение объема предложения – изменение количества товара, предлагаемого на рынке, в соответствии с изменением цены товара (при прочих равных условиях), при этом кривая предложения не изменяется, движение идет по точкам на кривой предложения. Изменение в предложении происходит под влиянием неценовых факторов, и кривая предложения смещается влево (если оно снижается) и вправо (если оно увеличивается).

Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену информацией.

Равновесная цена – это рыночная цена, при которой коли­чество продукта, который произведен и предложен к продаже на рынке, равно количеству продукта, которое покупатели желают и могут приобрести.

Равновесная цена устанавливается при двух условиях:

- когда количество, которое покупатели хотят купить соответствует количеству, которое продавцы хотят продать;

- отсутствует тенденция к изменению цены и количества.

Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой (рис. 4.3).

Если рыночная цена устанавливается ниже равновесной, возникает дефицит, при котором спрос превышает предложе­ние. Если рыночная цена выше цены равновесия, появляется из­быток товара, при котором предложение превышает спрос.

 
 


Рис. 4.3. Равновесие на рынке

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие определения рынков вы знаете.

2. Каковы условия возникновения рынка?

3. Каковы составляющие структуры рынка?

4. Перечислите и раскройте функции рынка.

5. Что понимается под экономической категорией товар?

6. Какую зависимость выражает кривая спроса?

7. В каких случаях не действует закон спроса?

8. Каковы неценовые факторы спроса?

9. Какую зависимость выражает кривая предложения?

10. Каковы неценовые факторы предложения?

11. Что такое равновесная цена? Является ли равновесная цена неизменной или постоянно меняется в зависимости от разного рода факторов?

12. Что означает понятие «равновесие спроса и предложения»? В каком случае на рынке будет наблюдаться дефицит товаров? Вследствие чего могут возникать ситуации избытка товаров на рынке?

13. Когда рыночные цены высоки, это всегда вызывает недовольство покупателей. Докажите, что, несмотря на это, конкурентные рыночные цены способны выполнять и позитивную роль, например по устранению дефицита и недостатка товаров на рынках.

14. Что следует подразумевать под словосочетанием «изменение спроса»? Покажите это на графике. Какие факторы способны вызвать изменение спроса?

15. Какие факторы способны вызвать изменение предложения товаров на рынке. Покажите это на графике.

16. Объясните и покажите на графике все отрицательные эффекты, которые возникают вследствие принудительного установления высоких и низких товарных цен?

Практические задания:

1. Что случится с кривой спроса:

1) на говядину при повышении цены на баранину;

2) на малолитражные экономичные автомобили при повышении цены на бензин;

3) на смартфоны при увеличении доходов населения;

4) на поваренную соль при увеличении доходов населения?

2. Что случится с кривой предложения:

1) пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения;

2) стульев при повышении цен на столы?

3. Предположим, в производстве стали начала применяться технология, обеспечивающая экономию затрат. Как это повлияет на предложение стали?

4. Предположим, производитель не может повлиять на цену своей продукции. Рыночная цена равна 10 руб. Допустим, увеличение выпуска на одно изделие вызывает рост общих затрат производителя на 6 руб. Что вы можете ему посоветовать?

5. Охарактеризуйте следующие изменения. Иллюстрируйте свой ответ графически.

1) в результате падения цен на земельные участки спрос на них увеличился;

2) цены на квартиры выросли, и из-за этого снизилась величина спроса на мебель;

3) рост спроса на маргарин способствовал снижению цены на масло.

6. Приведите примеры, когда в долгосрочном периоде спрос повлиял на предложение и, наоборот, когда предложение определяло спрос. Объясните, почему.

7. В таблице представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли.

Цена (руб.) Объем спроса в год (млн. банок) Объем предложения в год (млн. банок)
     
     
     
     
     

1) изобразите графически кривую спроса и кривую пред­ложения по данным таблицы;

2) если рыночная цена на банку фасоли равна 8 руб., что характерно для данного рынка – излишки или дефи­цит; каков их объем;

3) если рыночная цена на банку фасоли составит 32 руб., что характерно для данного рынка – излишки или де­фицит; каков их объем;

4) чему равна равновесная цена на этом рынке;

5) рост потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен; каковы будут равновесная цена и равновес­ный объем производства?

8. Функция рыночного спроса Qd = 10 – 4Р. Увеличение доходов населения привело к увеличению рыночного спроса на 20 % по каждой цене. Найдите новую функцию спроса.

9. Спрос и предложение на рынке товара А описываются уравнениями: QD = 119 – 6Р;

QS = –10 + 3Р. К каким изменениям приведет введение налога на производителя в размере 5 руб. за одну единицу товара?

10. В графах таблицы приведены некоторые данные о спросе и предложении товара. Заполните таблицу до конца.

Цена, руб. Величина спроса, тыс. кг Величина предложения, тыс. кг Избыточный спрос Избыточное предложение Объем продаж Выручка, тыс. руб.
             
             
             
             
             

Тестовые задания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: