Процессный подход в управлении: сущность, особенности реализации, значение для современного менеджмента

Процессный подход это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века.

Гл. понятие, которое использует процессный подход – это понятие процесса. Процесс - это сов-ть взаимосвязанных и взаимодействующих видов деят-ти, которые преобразуют входы в выходы. Важной составляющей процесса, которая не отражена в этом определении, яв-ся систематичность действий. Действия процесса должны быть повторяющимися, а не случайными.

Процессный подход был разработан и применяется с целью создания горизонтальных связей в организациях. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.

Процессный подход основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.

Принципы:

Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой;

Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его рез-ты должны быть востребованы. У рез-тов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний.

Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса;

Принцип контроля процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые опред. границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, харак-щие процесс и его рез-ты;

Принцип ответственности за процесс. В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его рез-ты должен один человек.

Процессный подход предполагает наличие ключевых элементов, без которых он не может быть внедрен в организации.

К таким ключевым элементам относятся: Вход процесса; Выход процесса; Ресурсы; Владелец процесса; Потребители и поставщики процесса; Показатели процесса.

Осн.преимущ-ми процессного подхода являются: Координация действий различных подразделений в рамках процесса; Ориентация на рез-тат процесса; Повышение рез-сти и эффективности работы организации; Прозрачность действий по достижению рез-та; Повышение предсказуемости рез-тов; Выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов; Устранение барьеров между функциональными подразделениями; Сокращение лишних вертикальных взаимодействий; Исключение невостребованных процессов; Сокращение временных и материальных затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: