Инновация – конечный результат ИД, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Свойства: 1) длительность инновационного процесса 2) неопределенность и риски инновационного процесса 3) способности инициировать структурные изменения 4) «человекоемкость» инновационной деятельности
5) характер инновационного целеполагания 6) неформализуемые механизмы в инновационном процессе
Классификация: 1) первичные (первой и второй волны0 и вторичные (новые только для самого предпр-ия) 2) продуктовые, управленческие, маркетинговые, технологические.
Равновесное распространение инноваций в деловых циклах научно – технической, производственной и организационно – экономической деятельности, принято называть диффузией инноваций.
Диффузия инноваций может осуществляться в коммерческой форме и некоммерческой.
Коммерческая (трансферт технологий): лицензионные соглашения, патенты
; совместные научно-исследовательские предприятия; инженерно-исследовательские центры; совместные промышленно-университетские научно-исследовательские центры.
Некоммерческая: международный научный обмен, элементы промышленного шпионажа.
Инновационный менеджмент – представляет собой особый вид управленческой деятельности по определению направлений, организации и координации разработки и внедрения коммерциализуемых материально – технологических новшеств, т.е. инноваций.
Цель инновационного менеджмента – обеспечение долгосрочного эффективного функционирования предприятия на рынке.
Задачи: - увеличение рыночной доли;
- выход на новые целевые рынки;
- создание имиджа гибкой инновативной компании;
- продление или сокращение ЖЦТ основного ассортимента;
- диверсификация деятельности.
Инновационный менеджмент в своей конкретной сфере приложения реализует основные функции управления: анализ, целеполагание, мотивацию, организацию, координацию, контроль и регулирование.
Эти функции реализуются на трех уровнях инновационного менеджмента: стратегическом, тактическом и оперативном.
Управленческие уровни | Управленческие функции | Основные задачи | Сфера компетенции |
Стратегический | Анализ, целеполагание, мотивация, контроль | -определение места ИД в стратегии предприятия; - определение направлений ИД; - обеспечение инновативности организации. | Высшее руководство |
Тактический | Все | Планирование и управление инновационного проекта | Руководство инновационного подразделения |
Оперативный | Организация, координация, регулирование, контроль | В рамках инновационного проекта и его этапов | Руководитель и менеджеры проекта |
46.Прогнозирование и планирование инноваций. Инновационные стратегии.
Под прогнозированием понимается предплановая стадия работы, где отвечают на вопрос - какие будут последствия в результате того или иного решения.
Инновации требуют соотв обеспечения: инф, финансового, технологического и кадрового.
Одной из характеристик инновационного менеджмента является ярко выраженное усиление функции планирования. Это обусловлено усилением непредсказуемости предпринимательской среды и риска. Особую актуальность приобретает стратегическое планирование.
Основной целью стратегического планирования на фирме является создание долгосрочного преимущества.
Основным методом выступает постоянная адаптация организации к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде.
Основной задачей стратегического планирования ИД выступает построение схемы инновационного поведения компании на рынке.
Современное стратегическое планирование инноваций охватывает от 3 до 10 лет в зависимости от отрасли и заключается в разработке комплекса мероприятий компании по адаптации, предвидению и конструированию изменений во внешних условиях путем внедрения инновационных проектов.
Инновационная Стратегия – это совокупность последовательных видов поведения, позволяющих организации позиционировать себе в окружающей среде.
Стратегии: активные и пассивные.
Все ИС можно условно разделить на стратегию лидерства и стратегию последования.
1. В зависимости от научно-техн политики: наступательная (основана на предпр конкуренции), оборонительная (удержание позиций на рынке), имитационная:
имитационные:
«Следование за лидером» | Компания ждет, пока конкурент выведет свою новую продукцию на рынок, а затем начинает производство и реализацию аналогичной продукции (но не точную копию) |
«Копирование» | Приобретают лицензию на право производства и коммерциализации нового товара либо лидера, либо последователя и начинают производство точной копии продукта |
«Зависимости» | Фирма признает свою второстепенную роль по отношению к лидеру и внедряет инновации только по требованию потребителей или компании - лидера |
«Усовершенствование» | Состоит в принятии необходимости усовершенствования товара с главной целью снижения себестоимости |
2. Базовые (эталонные) стратегии развитяи: стратегия интенсивного развития, интеграционного развития, сокращения и дивнрсификации.
Интенс развития – Оо наращивает свой потенциал путем лучшего исп-ия ф-ров внутр и внеш среды (субстратегии: сущ-ий товар на сущ-ем рынке-более глубокое проникновение; продуктовая – новый Т на старом рынке; маркетинговая – старый Т на новом рынке)
Интеграционного развития: верт интегр с поставщиками, верт интегр с потребителями, горизонтальная интегр с конкурентами
Диверсификация - переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте, производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции (горизонтальная – новые товары в рамках одной отрасли, вертикальная - охват различных этапов производственного цикла, интеграционная – пр-во товаров разных отраслей).
Сокращения – Оо выявляет и сокращает нецелесообразные стратегии (упрвленческая, локальная – упр-ие с\с, технологическая).
3. Конкурентные иннов стратегии: блокирования, опережения, кооперации.