Пьер Буагильбер (1646- 1714) - основатель классической школы экономической мысли во Франции. Во времена Людовика XIV он занимал высокие судебные и административные должности.
Основные экономические сочинения: "Подробное описание положения Франции", в которой автор дает жесткую критику политики меркантилизма, "Обвинение Франции" и "Трактат о природе богатства", в которых дается характеристика кризисной ситуации в экономике Франции.
П. Буагильбер выступил с критикой меркантилизма, считая его главным виновником бедственного экономического положения страны, в особенности доведенного до нищеты французского крестьянства.
По мнению П. Буагильбера, богатство нации заключается не в деньгах, а в полезных вещах, прежде всего в продуктах земледелия.
Пьер Буагильбер дал обоснование трудовой теории стоимости (независимо от У. Петти). В ней величина "истинной стоимости" определялась затратами труда.
Источником богатства он считал сферу производства, а сфере обмена отводил роль условия для развития экономики. Выступал против однобокого поощрения промышленности, защищая развитие сельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического роста Франции.
|
|
В понятие " богатство " ученый включал не только деньги, но и все многообразие благ и вещей. Недооценивал роль денег как товара, считая, что они мешают обмену товаров по " истинной стоимости ". В деньгах он усматривал основное зло и причину народных бедствий и полагал, что для искоренения власти денег необходимо свести их роль к простому орудию обращения.
Вопрос 14. Школа физиократов. Ф.Кенэ и его работа «Экономическая таблица».
Классическую политэкономию во Франции после П. Буагильбера представляла школа физиократов в середине 18-го в. Франсуа Кенэ.
Физиократия (с гр. - власть природы) - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству.
Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия "произведений земли", в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации. Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства.
Основные идеи школы физиократов:
1. Экономические законы носят естественный характер (т.е. понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.
2. Источник богатства есть сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.
|
|
3. Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непроизводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта.
4. Бесплодной считалась и торговая деятельность.
5. Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая "ежегодные авансы", годичные затраты и "первичные авансы", представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. "Первичные авансы" (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а "ежегодные авансы" (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу.
6. Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия "денежного капитала", они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.
7. Физиократы дали определение "первоначальным авансам" (основной капитал) - затраты на земледельческое оборудование и "ежегодным авансам" (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство.
Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:
1. налогообложение является источником дохода;
2. наличие соотношения между налогами и доходами;
3. издержки взимания налогов не должны обременять.
Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694- 1774)- автор "Экономической таблицы", в которой показано, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между классами.
Классы общества:
- производительный - лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие;
- бесплодный - лица, занятые в промышленности, а также купцы;
- собственниками - лица, получающие ренту, - землевладельцы и король.
В этом произведении Ф. Кенэ представил основные пути реализации общественного продукта в виде направленного графа с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.
Само обращение годового продукта состоит из пяти актов:
1. класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 миллиард ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается один миллиард ливров и одна треть годового продукта выходит из обращения;
2. класс землевладельцев на второй миллиард ливров полученной ренты покупает у "бесплодного" класса промышленные изделия;
3. класс "бесплодных" на полученный за свои товары миллиард ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Следовательно, к классу фермеров возвращается второй миллиард ливров и две третьи части продукта выходят из обращения;
4. класс фермеров покупает у "бесплодного" класса на миллиард ливров промышленные изделия, идущие на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведенного годового продукта;
5. класс "бесплодных" на этот миллиард ливров закупает сырье у класса фермеров. Таким образом, обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.
Налоги, по мнению Ф. Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта.
Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка, в основе которой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.