Все потребительские ценности можно условно классифицировать по нескольким категориям, отличающимся друг от друга временными факторами действия: базовые, постоянные, временные ценности, сопутствующие, привнесенные, универсальные.
Базовые ценности – это потребительские ценности, заложенные в продукцию на этапе проектирования и характеризующиеся эксплуатационными показателями качества, к которым относятся показатели назначения (функциональные), надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), технической эстетики (целостность композиции, совершенство товарного вида), экологические (физические, химические, микробиологические), эргономические (соответствие эргономическим требованиям в рабочей зоне), патентно-правовые (патентная чистота, патентная защита), безопасности и транспортабельности.
Постоянные ценности – это такие дополнительные потребительские ценности, которые действуют на протяжении всего жизненного цикла продукции, но имеют к базовым ценностям не прямое, а косвенное отношение. Например, имидж фирмы-изготовителя продукции, престиж магазина, сертификат на систему качества, популярность торговой марки и т.д.
Временные ценности – дополнительные ценности, имеющие прямое отношение к виду и качеству продукции, но действующие временно, иногда сезонно, обычно меньше жизненного цикла товара: новизна, мода, престиж.
Сопутствующие ценности – дополнительные потребительские ценности, не связанные с продукцией непосредственно, но облегчающие или затрудняющие условия ее приобретения или эксплуатации: сезонный спрос на продукцию, уровень инфляции (для экспортируемых или импортированных товаров).
Привнесенные ценности – информационные ценности: реклама, выставки, конкурсы, которые сами по себе не имеют ни прямого, ни косвенно отношения к продукции, но за счет новой или повторяющейся информации о ценностях, имеющих отношение к продукции, значительно увеличивают ее потребительскую стоимость в глазах многих покупателей. К привнесенным ценностям также относятся слухи, мнения, жизненный опыт.
Универсальные ценности – рыночная стоимость продукции или цена.
Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество
Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:
1) по количеству характеризуемых свойств:
- единичные (показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств: мощность, калорийность и другие)
- комплексный (это показатель, характеризующий несколько ее свойств)
- интегральный (отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление)
2) по отношению к различным свойствам продукции:
- показатели надежности (характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости)
- технологичности (характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий.)
- безопасности
- экономические
- экологические
- патентно-правовые
- стандартизации и унификации
- назначения
- эргономические
- эстетические
3) по стадии определения:
- проектные
- производственные
- эксплуатационные
4) по методу определения:
- расчетные
- статистические
- экспериментальные
- экспертные
5) по характеру использования для оценки уровня качества:
- базовые
- относительные
6) по способу выражения:
- размерные
- показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами