Покаяние – таинство, в котором, исповедающий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.
Архиепископ Иоанн Шаховской: «Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху».
Диакон Андрей Кураев: «Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией. Исповедь – это положительное, а не отрицательное таинство. Задача исповеди не в том, чтобы снять с себя грехи, а в том, чтобы вновь сделаться членом Церкви. Где нет Церкви и нет желания войти в нее, там исповедь не может совершиться как таинство по своей сути».
Чинопоследование Таинства Покаяния:
Чинопоследование Таинства делится на две части. Первая часть совершается одновременно для всех исповедников, вторая – индивидуально для каждого кающегося.
|
|
1. Вынос Креста и Евангелия на аналой.
2. Увещание священника перед Исповедью.
3. Возглас: «Благословен Бог наш...».
4. «Начало обычное».
5. Чтение 50-го псалма.
6. Тропари.
7. Господи, помилуй. (40 раз).
8. Молитва: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном...».
9. Обращение священника: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...».
10. Чтение Символа веры.
11. Личная исповедь.
12. Молитва священника: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами...».
Пункты 5,6,10 иногда опускаются.