Новое время характеризуется последующим развитием капиталистических отношений. В отличие от Средневековья государственная власть теперь не зависела от церковной, непосредственно не подчинялась ей. Основные усилия мыслителей были направлены на защиту веротерпимости, свободы совести, освобождения философии, от влияния теологии. В этой борьбе использовались и приобретения предыдущей философской мысли, в частности учение Демокрита и Епикура, "теория двух истины". Основной особенностью философии Нового времени была ее ориентация на науку как наивысшую ценность.
Выдающиеся философы этой эпохи нередко были большими естествоиспытателями и математиками (Г. Декарт, Г.В. Лейбниц), а некоторые естествоиспытатели были авторами важной философской идеи.
Главный девиз философии этого периода: не «наука для науки», а расширение власти человека над природой с помощью науки, совершенствование самого человека.
Философию эпохи Нового времени необходимо систематизировать прежде всего по гносеологическому основанию, выделив в ней эмпиризм и рационализм (см. схему).
|
|
Эмпиризм (от греч. «опыт») Рационализм (от лат. «разумный»)
o Признание чувственного опыта главным источником знания. Содержание знания может быть представлено либо как описание опыта, либо как сведение знания к нему.
Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Девид Юм
Основные отличия: 1)связан с номинализмом;
2)критикует «теорию» врожденных идей;
3)как правило, критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий;
4)уделяет заметное место проблемам индуктивного метода.
o Признает разум основой познания и поведения людей.
Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Джордж Беркли, Дени Дидро, Поль Гольбах
связан с реализмом;
признает врожденные идеи» как основу истинного познания;
категория «субстанции» -- одна из основных;
исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции.
Особенное значение приобрела в философии Нового времени проблема обоснования знания и способов его достижения. В решении этой проблемы различают два направления — рационализм и эмпиризм.
Основные направления гносеологической ориентации философов:
- эмпиризм определяет чувственный опыт источником знания и считает, что содержание знания может быть представлено как описание этого опыта или возведенный к нему;
- рационализм определяет ум основного познания и поведения людей;
- сенсуализм определяет жизненность главной формой достоверного знания.
Методы исследования:
- индукция - метод исследования, который обеспечивает возможность перехода от одиночных фактов к общим положениям к обобщению на основе данных опыта;
|
|
- от общего к единичному, от накопленного к теоретически обоснованному материалу, к его более последовательному изучению.
Эмпиристы:
Ф. Бекон (1561-1626) - подчеркивает необходимость познавать объективно существенную вещь и явления, отказаться от схоластической оторванности от природы и человека. Источник бытия находится в чувствах, которые возникают в процессе практического влияния индивида на природу. Разработал индуктивный метод.
Т. Гоббс рассматривал объективный мир как совокупность отдельных материальных тел, которым присущи протяжность, твердость, объем и другие свойства. Материальные тела не имеют таких качеств, как цвет, запах, звук, поскольку подобные качества выступают лишь субъективными представлениями человека. Рух - это механическое передвижение тел в пространстве, оно внутренне не присущее материи, но именно материя вечна. Отдельные тела временны, они когда-либо возникают и потом исчезают.
Джон Локк (1632-1704). Все человеческие знания имеют чувственное происхождение. Оспаривал мнение Декарта о "врожденном идеале", человеческий ум от роду есть "tabula rasa". Все, что мы знаем, это результат влияния внешнего мира, это результат воспитания и образования. Отрицал качественное разнообразие материи и не признавал, что материя не видна не только количественно, но и качественно. Тела отличаются одна от другой лишь за размерами, за фигурой, движением или покоем. Эти качества он называл первичными. Другие (цвет, вкус, запах, звуки) - вторичные, они субъективны и не присущи материальным телам.
Рационалисты:
Р. Декарт(1596-1650). Конечная цель знания человека - господство над силой природы, познания причины ее развития, усовершенствования природы самого человека. Для достижения этой цели необходимо использовать принцип сомнения, который направлен против слепой веры и требует предварительно сомневаться во всем научном существовании. Основной вид познания - рациональное познание - рациональное познание, инструментом которого является ум.
Преувеличивал возможность рационального познания, открыл его от чувствительного. Исходными понятиями для дедукции всех научных знаний должна быть врожденная идея.
Лейбниц (1646-1716). Лейбниц - творец учения о монаде (единица, неделимая). Монада - это простые вечные неделимые духовные первоэлементы, из которых состоит Вселенная. Монада как субстанции не зависит одна от другой, не может употреблять друг друга. Число монады не окончено и каждая из их владеет способностью восприятия и стремления, то есть движению. Сам мир регулируется заранее вставленной гармонией, которая была установлена между монадами, высшей монадой в лице Бога. Считал, что источником необходимости и обобщённости знания может быть только ум.
Б. Спиноза (1632-1667). Познание мира идет не через познание Бога, а через познание природы.
В своей рациональной теории выделяет 3 степень:
1. Наивысшая степень познания - истина, которая достигается непосредственно умом, она видима интуитивно и не зависит от какого-то опыта.
2. Средняя степень познания - рассуждение ума (нуждается в доведении).
3. Знания, которые получены с помощью органов чувств, они неполные, поверхностные и недостоверные.
Дж. Беркли (1684-1753) - обосновал субъективный идеализм. "Трактат о началах человеческих знаний - познание имеет дело не с объектами, которые существуют независимо от сознания человека, а лишь с совокупностью ощущений. Объекты, которые мы чувственно воспринимаем, существуют лишь в мысли, все качества вещи - субъективный, потому именно их существование зависит от субъекта сознанию. Без субъекта сознанию. Без субъекта нет и объекта (идеалистичный «сенсонализм»).
Гольбах (1723-1789). Материальные тела владеют способностью передвижения только по механической траектории. Природа - это совокупность разной движущей силы материи, за которой постоянно находятся в движении. Необходимыми могут быть лишь причина и следствие. За их помощью можно объяснить любой процесс и человеческое поведение.