РФ осуществляет переход от унитарной модели гос. устройства к федеративной модели. Суть этого перехода состоит в:
· рациональном разграничении предметов ведения между федеральными и региональными органами гос. власти
· в оптимизации параметров компетенции тех и других органов
· в наилучшем сочетании и учете общегос. и регион интересов,
· в учете не только сегодняшних, но и перспективных интересов
В общем, суть перехода заключается в реализации гос. региональной политики.
Регионализация – процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.
Регионализация – это процесс регионального структурирования пространства, а также все более полного включения регионов в экономическую, социальную и политическую жизнь на национальном и транснациональном уровнях. В современной федеративной России региональная политика неизбежно приобретает ряд уровней реализации.
|
|
Регионализация политического процесса и ее адекватное отражение в иерархической структуре управления получили в стране объективную, прежде всего экономическую обусловленность. Сама же эта регионализация неизбежно противоречива (поскольку отражает сочетание и столкновение интересов различных субъектов хозяйствования, управления и других сфер жизнедеятельности) и далеко не однозначна по своим результатам. Она является современным отображением исторического процесса проявления всеобщего объективного экономического закона разделения труда и его пространственной сущности территориального разделения труда, который выступает как диалектическое единство дифференциации и интеграции общественного труда.
Необходимость проведения в России государственной региональной политики связана прежде всего с тем, что осуществляемые в стране децентрализация государства, несмотря на свой несовершенный и крайне противоречивый характер, предоставили регионам беспрецедентные возможности для самоуправления во многих сферах социально-экономического развития.
28. Государственная стратегия регионального развития как фактор стабилизации социально-экономического положения Российской Федерации.
Гос. стратегия регионального развития (ГСРР) – верхний реализационный уровень гос. региональной политики. Она предполагает выработку таких направлений социально-экономического развития страны, которые с одной стороны имеют отчетливую пространственную выраженность, а с другой – требуют гос. вмешательства в связи с необходимостью привлечения такого масштаба ресурсов (финансовых, материально-технических и др.), которые не может обеспечить ни один субъект федерации, ни одна отрасль.
|
|
Региональная политика – это политика недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций.
Цели территориального регулирования:
· стимулировать развитие тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития
· активизировать и поддерживать соц. мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция)
· создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных «точек роста» (например, свободных экономических зон, технопарков и т.п.)
· обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций
· формировать и поддерживать организационно-правовые режимы на территориях особого полит. значения (пример - Калининградская область)
· оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).
Существуют две главные стратегические цели региональной пол-ки:
· сохранение экономического единства страны
· повышение уровня и качества жизни в каждом регионе, создание примерно равных жизненных условий для населения всех регионов.
ГСРР имеет 3 уровня реализации: федеральный (в масштабах всей страны), региональный (в масштабах субъектов РФ) и местный (в масштабах ОМСУ).
Система целей ГСРР сложна по составу, наиболее существенные:
· сохранение целостности государства, единства его правового, экономического, социального пространства
· обеспечение равенства граждан и народов в РФ вне зависимости от их проживания
· ликвидация фактического неравенства субъектов РФ
· эффективное использование в общегос. интересах многообразия региональной модернизации.