Регионализация экономического и политического процесса в России

РФ осуществляет переход от унитарной модели гос. устройства к федеративной модели. Суть этого перехода состоит в:

· рациональном разграничении предметов ведения между федеральными и региональными органами гос. власти

· в оптимизации параметров компетенции тех и других органов

· в наилучшем сочетании и учете общегос. и регион интересов,

· в учете не только сегодняшних, но и перспективных интересов

В общем, суть перехода заключается в реализации гос. региональной политики.

Регионализация – процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.

Регионализация – это процесс регионального структурирования пространства, а также все более полного включения регионов в экономическую, социальную и политическую жизнь на национальном и транснациональном уровнях. В современной федеративной России региональная политика неизбежно приобретает ряд уровней реализации.

Регионализация политического процесса и ее адекватное отражение в иерархической структуре управления получили в стране объективную, прежде всего экономическую обусловленность. Сама же эта регионализация неизбежно противоречива (поскольку отражает сочетание и столкновение интересов различных субъектов хозяйствования, управления и других сфер жизнедеятельности) и далеко не однозначна по своим результатам. Она является современным отображением исторического процесса проявления всеобщего объективного экономического закона разделения труда и его пространственной сущности территориального разделения труда, который выступает как диалектическое единство дифференциации и интеграции общественного труда.

Необходимость проведения в России государственной региональной политики связана прежде всего с тем, что осуществляемые в стране децентрализация государства, несмотря на свой несовершенный и крайне противоречивый характер, предоставили регионам беспрецедентные возможности для самоуправления во многих сферах социально-экономического развития.

28. Государственная стратегия регионального развития как фактор стабилизации социально-экономического положения Российской Федерации.

Гос. стратегия регионального развития (ГСРР) – верхний реализационный уровень гос. региональной политики. Она предполагает выработку таких направлений социально-экономического развития страны, которые с одной стороны имеют отчетливую пространственную выраженность, а с другой – требуют гос. вмешательства в связи с необходимостью привлечения такого масштаба ресурсов (финансовых, материально-технических и др.), которые не может обеспечить ни один субъект федерации, ни одна отрасль.

Региональная политика – это политика недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций.

Цели территориального регулирования:

· стимулировать развитие тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития

· активизировать и поддерживать соц. мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция)

· создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных «точек роста» (например, свободных экономических зон, технопарков и т.п.)

· обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций

· формировать и поддерживать организационно-правовые режимы на территориях особого полит. значения (пример - Калининградская область)

· оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).

Существуют две главные стратегические цели региональной пол-ки:

· сохранение экономического единства страны

· повышение уровня и качества жизни в каждом регионе, создание примерно равных жизненных условий для населения всех регионов.

ГСРР имеет 3 уровня реализации: федеральный (в масштабах всей страны), региональный (в масштабах субъектов РФ) и местный (в масштабах ОМСУ).

Система целей ГСРР сложна по составу, наиболее существенные:

· сохранение целостности государства, единства его правового, экономического, социального пространства

· обеспечение равенства граждан и народов в РФ вне зависимости от их проживания

· ликвидация фактического неравенства субъектов РФ

· эффективное использование в общегос. интересах многообразия региональной модернизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: