Исторические этапы развития коммуникации как социокультурного феномена. (ОТК)

Коммуникации в обществе развиваются от устной к документной и далее к электронной коммуникации. Эволюция социальных коммуникаций органически связана с эволюцией культуры: пракультура, археокультура, палеокультура, неокультура и постнеокультура. Последовательная смена коммуникационных систем происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять коммуникационные потребности отдельных людей и общества в целом. Разрешение кризиса происходит путем изменения перегруженных каналов. Коммуникационная культура определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов (родом социальной коммуникации).

А.В. Соколов очерчивает такую хронологию развития форм коммуникационной культуры: словесность, книжность, мультимедийность. Книжность он подразделяет на три поколения: палеокультурное, мануфактурное неокультурное, индустриальное, неокультурное.

Словесность - форма коммуникационной культуры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.

Книжность - состояние культуры, когда основные культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации.

Мультимедийность - состояние культуры, когда основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.

Каждому или почти каждому большому периоду истории соответствует свой тип коммуникационной культуры.

Хронология коммуникационных систем

Постнеокультура, или культура постмодерна: с конца 60-х гг. начинает развиваться теория постиндустриального общества (или информационного общества), отличительными чертами которого считают:

- качественно возросший объем и значение научного знания и информации;

- развитие средств коммуникации;

- массовое распространение творческого, интеллектуального труда;

- преобладание в структуре экономики сферы услуг и др.

Становление информационного общества связывается с развертывающейся революцией в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер. Ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения. Новая эпоха, кроме того, обозначает законченность определенного исторического и мировоззренческого периода. Очевидно, что наиболее заметными процессами, характеризующими современное общество, являются процессы информатизации, но вместе с тем наряду с ними происходят и другие, не менее знаковые для эпохи события, например: смена мировоззренческих установок, изменение подходов в научном познании, пересмотр ориентиров всоциально-политической практике и т.д.

Наступление постмодерна связывается с отказом от универсальности, от стремления охватить все многообразие бесконечной реальности несколькими общими идеями или какой-тоисчерпывающей философской концепцией. Постмодернистскому мировоззрению чужда «фундаменталистская установка».Основными категориями, описывающими реальность постмодерна, являются: плюрализм, релятивизм, децентрация, неопределённость, фрагментарность, изменчивость, контекстуальность.Это в полном смысле «мозаичное общество», которое то и дело меняет центры притяжения и отличается предельной подвижностью своих связей и зависимостей.

Появляются возможности для развития индивидуальности.Возникает парадоксальная ситуация: некогда маргинальные субкультуры теперь выходят на передний план. Меньшинства, будь то национальные, сексуальные, религиозные, в своей совокупности оказываются в большинстве. Вместе с тем подобная ситуация указывает на то, что мир становится ближе к человеку; последнему уже больше не надо подстраивать свою индивидуальность под общую идею, он может полноценно жить своей собственной жизнью, выбирая собственный фрагмент культурного пространства, не оглядываясь на общепринятые стереотипы.Г. Маркузе считал, что на смену «принципу производительности» должен прийти «принцип удовольствия». По его мнению, человеку необходимо вырваться из пределов материального производства - царства отчужденного труда и погрузиться в мир игры и фантазии. Труд должен стать средством самовыражения и реализации индивидуальных способностей,и, как полагал Г. Маркузе, это возможно при превращении его в игру, в разновидность отдохновения. При этом Г. Маркузе предупреждал о рисках, связанных с воздействием коммуникативных технологий манипулятивного характера, облачённых в «приятные» формы.

Т. з. Маклюэна:от алфавита и письма к печатному станку, а затем к электронным средствам коммуникации – таков путь развития цивилизации…

- эпоха «дописьменного варварства», в которой жил «человек слушающий» речь другого;

- эпоха письменной кодификации, при которой в коммуникации главенствует не слух, а зрение, не акустическое сообщение, а умопостигаемые тексты, закодированные письменами;

- это эпоха Гуттенберга, при которой наступает «типографская эра», давшая возможность обращаться к массовой «безличной» аудитории;

- современная эпоха, для которой характерен синтез «человека слушающего» и «человека смотрящего» (стадия постнеокультуры). Электрические и электронные средства связи, по словам Г.М. Маклюэна, это «коммуникационная революция» в истории человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: