Управление персоналом является средством реализации кадровой политики организации. Термин «кадровая политика» подразумевает систему правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. Отсюда следует, что мероприятия по работе с кадрами – это отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение. В условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия является обеспечение высокого качества кадрового потенциала.
В рамках предприятия технологии и методы управления персоналом подразделяются на два основных направления:
1) формирование кадрового состава;
2)поддержание его работоспособности.
Рассмотрим их в информационном аспекте.
Формирование кадрового состава начинается с проектирования базы организации. Именно она определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетевых коммуникаций. На практике используются различные виды – линейное, кольцевое, иерархическое и т.д. Организационное пространство может быть распределенным территориально (цеха, отделы), функционально (по направлениям деятельности), иерархически (начальник отдела, директор завода). В зависимости от типа выбранной структуры формируются информационные связи, которые составляют основу автоматизированной системы управления, в том числе управления персоналом.
|
|
Поддержание работоспособности персонала включает в себя:
· нормирование труда и мероприятия, направленные на повышение его производительности;
· аттестацию (оценку труда и персонала);
· формирование кадрового резерва;
· стимулирование труда.
Рассмотрим наиболее общие автоматизированные задачи управления персоналом и их решение на базе ИТ. Система управления персоналом должна реализовывать следующие функции:
· планирование штатных расписаний с формированием должностных инструкций;
· учет персонала (персональные данные о сотрудниках);
· подбор новых сотрудников и перемещения;
· планирование и учет использования трудовых ресурсов;
· расчеты с персоналом (расчет выплат по оплате труда, пособия, контроль выплат, подотчетные лица);
· учет подотчетных сумм и депонентов;
· систему управления документами;
· персонализированный пенсионный и налоговый учет.
Основными принципами построения информационных систем управления персоналом в условиях корпоративных организаций являются следующие:
1) Единая стандартная база данных, содержащая всестороннюю информацию о персонале предприятия.
|
|
2) Исполнение в архитектуре «клиент-сервер» и в технологии распределенной обработки информации.
3) Построение комплексов из клиентских рабочих мест и серверного компонента (базы данных). Клиентская часть и база данных могут быть расположены на одном компьютере или разнесены в локальной сети на различные компьютеры.
4) Использование как однопользовательских, так и многопользовательских баз данных.
Применение однопользовательской версии возможно при небольшой численности сотрудников или при отсутствии распределенной обработки информации на предприятии.