2.3.1.Корпорация представляет собой добровольное объединение независимых промышленных предприятий, научных, проектно-конструкторских и других организаций с целью повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства. Отличительные черты корпорации: участники несут ответственность за результаты деятельности корпорации лишь тем имуществом, которое ими добровольно передано в коллективное пользование; корпорация не отвечает за результаты деятельности вошедших в не организаций, если это специально не оговорено в уставе; высокие требования к себе и друг к другу, так как качество работы каждого влияет на коммерческий успех всех.
2.3.2.Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой организационную структуру, объединяющую промышленные предприятия. банки, торговые организации, связанные между собой единым технологическим циклом для повышения конкурентоспособности товаров и услуг. Отличительные черты ФПГ: во главе ФПГ стоит управляющая компания, которая формирует технологическую цепочку, определяет состав участников, распределяет между ними совокупную прибыль.
|
|
2.3.3. Холдинг - это форма организации ФПГ, предполагающая создание материнских и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций вторых (дочерних компаний). Отличительные черты холдингов: хозяйственная несамостоятельность дочерних компаний; возможность получения доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм; большое количество входящих в холдинг предприятий.
2.3.4. Консорциум представляет собой временное объединение крупных фирм, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течении определённого периода времени. Отличительные черты: хозяйственная самостоятельность участников консорциума; обязательное распространение результатов исследований и ноу-хау между участниками для дальнейшего самостоятельного производства; участие в составе консорциумов университетов и других вузов; возможность одному представителю принимать участие в нескольких проектах консорциума.
2.3.5. Технопарк – это компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства. Отличительные черты технопарка: комплектность входящих в технологический парк юридически самостоятельных фирм и организаций по научно- производственному циклу создания новшеств (научные учреждения, ВУЗы, промышленные предприятия, службы сервиса и т.д.); компактность расположения; ограниченность площади; наличие качественной инфраструктуры; расположение в экологически чистых живописных районах; высокая эффективность инновационной деятельности.
|
|
2.3.6. Технополис представляет собой специально созданный комплекс в одном регионе, возле центра научных идей (небольшом городе с развитой инфраструктурой), включающий фирмы и учреждения, охватывающие полный инновационный цикл. Отличительные черты: в отличие от технопарка технополис создаётся (строится) специально и включает обязательно весь комплекс инновационного процесса.
Раздел 3.Инновационные цели и инновационный потенциал организации.
3.1. Показатели инновационной деятельности организации.
Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, её инновационную конкурентоспособность, подразделяются на 2 основные группы:
- затратные показатели;
- структурные показатели.
Затратные показатели включают в себя:
- удельные затраты на НИОКР в объёме продаж, которые характеризуют показатель наукоёмкости продукции;
- удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
- затраты на приобретение инновационных фирм;
- объём экспортируемой инновационной продукции;
- объём предоставляемых услуг.
Структурные показатели включают в себя:
- состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
-состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой техники;
- численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
- число и состав творческих инициативных временных бригад и групп.
3.2. Инновационные цели организации
Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия, реализация которой, в свою очередь, требует целевого управления инновацией, т.е.формирования инновационной цели.
Инновационными целями могут быть требования:
- о создании нового конкурентоспособного продукта;
- о подготовке новой услуги;
- о переходе на новую технологию, новый вид ресурса, новую систему управления, новую организационную структуру и т.д.
Хорошая формулировка инновационной цели отвечает следующим требованиям:
- конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях (например, "уменьшить" затраты на содержание аппарата управления на 20% от ранее принятого бюджета);
- конкретизирует заданный срок достижения цели;
- конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы (например, "на реализацию программы выделить не более … денежных единиц");
- оговаривает, только "когда" и "что" должно быть сделано, не вдаваясь в детали – "почему" и "как" это должно быть сделано;
- утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе.
Пример инновационной цели: "Перейти производству потребительских товаров на новую технологию сборки в течении 4-х месяцев по утверждённому проекту и в соответствии с принятой сметой затрат".
Для более глубокого понимания процесса формирования инновационных целей используется принцип декомпозиции, предполагающий разделение общей (главной) цели на подцели, как по стадиям жизненного цикла товара, так и по ресурсному блоку.
Уровни декомпозиции инновационной цели создания нового продукта:
1) формируется главная (основная, общая) цель;
2) устанавливаются подцели по стадиям жизненного цикла продукта: стратегического маркетинга, НИОКР, производства, реализации, сервиса потребителей;
|
|
3) на каждой стадии определяются подцели адаптации предприятия к инновационному процессу в разрезе блоков подготовки: ресурсов, технологий, управления, организационной структуры;
4) в каждом блоке подготовки устанавливаются частные подцели по элементам (например, по ресурсному блоку: подцели по трудовым ресурсам, материально-техническим, информационным, финансовым и др.)
3.3. Инновационный потенциал организации
Инновационный потенциал организации – это мера её готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований.
От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационных стратегий, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию. Задачи оценки инновационного потенциала могут быть поставлены в 2-х плоскостях:
- частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;
- интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов.
Существует 2 схемы анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала:
1) детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации, проводится на стадии обоснования инноваций и подготовки её реализации;
2) диагностический анализ предполагает диагностику состояния организации по ограниченному и доступному кругу параметров.
Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа:
- должны использоваться знания о поведении системной модели исследуемого объекта;
- необходимо знать взаимосвязь диагностируемых параметров с другими важными параметрами системы, чтобы по состоянию какого-либо одного диагностируемого параметра оценить состояние либо всей системы, либо её части;
- информация о значениях отработанных диагностируемых параметров должна быть достоверной.
|
|
Пример: В качестведиагностируемого элемента (блока) инновационной организации выбираем элемент "Кадры"
Рис.2 К определению диагностических параметров.
Диагностические параметры подразделяются на внешние и внутренние. Разделим внешние диагностические параметры на входные ("вход" элемента) и выходные ("выход" элемента).
К входным параметрам можно отнести:
- число специалистов, имеющих учёную степень;
- число специалистов, имеющих различные квалификационные категории;
- расходы на заработную плату.
Выходные диагностические параметры элемента "Кадры":
- продолжительность выполняемых работ (проектов, программ);
- конкурентоспособность и качество продукции, услуг и проектов;
- производительность труда и объём выполняемых работ;
- рентабельность продукции.
К внутренним диагностическим параметрам можно отнести: сотрудничество, лояльность по отношению к фирме, навыки и опыт, средний возраст коллектива и т.п.
Проведя диагностический анализ отдельного элемента можно говорить об эффективности системы (инновационной организации в целом).
3.4. Инновационный климат организации
Под инновационным климатом понимается состояние внешней среды, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Как известно, внешняя среда подразделяется на макросферу (среду дальнего окружения) и микросферу (среду ближнего окружения). В макросреде выделяются 4 основные стратегические сферы: Социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П). Их влияние на макросферу организации и её инновационный потенциал определяется по результатам СТЭП – анализа. Микросфера организации рассматривается как совокупность субъектов, непосредственно с ней взаимодействующих (поставщики, потребители, конкуренты, местные органы власти и т.п.) и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.
Инновационный климат организации подразделяется на:
1. инновационный макроклимат;
2. инновационный микроклимат.
Инновационный макроклимат определяется состоянием стратегических сфер макросреды:
- социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряжённость, транспорт, связь);
- технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации);
- экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне);
- политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы, программы, законодательная база).
Инновационный микроклимат определяется состоянием стратегических зон микросферы:
- зона хозяйственная, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнёрами;
- зона капиталовложений (инвестиций);
- зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов;
- зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов;
- зона трудовых ресурсов: рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих.