Стратегии маркетинга представляют собой способ действия по достижению маркетинговых целей.
1.Корпоративные стратегии. – определяют внутренне развитие предприятия.
1.1.Портфельные стратегии – определяют как лучше использовать ресурсы предприятия при организации деятельности на целевых рынках
Три основных стратегических направления, в рамках которых формируется маркетинговая политика:
- Наступательная стратегия (инвестирование) – постоянное исследование потребностей рынка, активное продвижение товаров, обновление ассортимента, формирование новых каналов распределения, подготовка торгового персонала. создание положительного образа.
- Оборонительная стратегия (сохранение позиций) – замена нерентабельной продукции, создание стимулирующих цен, сокращение сроков доставки товаров, формирование новых рыночных ниш
- Стратегия деинвестирования (уход с рынка) – сокращение производства товаров, свертывание связей со СМИ, отказ от стимулирования продаж.
1.2.Стратегии роста – дают возможность ответить на вопросы, в каком направлении развиваться предприятию, чтобы лучше соответствовать требованиям рынка, а также достаточно ли собственных ресурсов для этого или необходимо пойти на внешние приобретения и диверсификацию своей деятельности.
Рост предприятия – это проявление его деловой активности.
Деловая активность может быть основана на трех возможностях роста:
- органический рост – интенсивное развитие за счет собственных ресурсов
- приобретение других предприятий или интегрированное развитие
- диверсификация – уход в другие сферы деятельности
Стратегии роста – модели управления предприятием путем выбора видов его деловой активности с учетом внутренних и внешних возможностей:
Направления маркетинговых усилий предприятия на целевых рынках:
1.Стратегия проникновения:
- стимулирование покупок традиционными покупателями (замена изделия, частота использования)
- увеличение доли рынка
- привлечение покупателей от конкурентов
- привлечение новых потребителей
- поиск новых возможностей пользования
2.Стратегия развития рынка:
- выход на новые потребительские сегменты
- выход на новые территориальные рынки
- выход на новые сбытовые сети
3.Стратегия развития продукта:
- инновации
- новая марка
- модификация ассортимента
- совершенствование параметров продукции, развитие инструментальных и эмоциональных характеристик
4.Стратегия диверсификации:
· новая продукция для новых рынков
1.3.Конкурентные стратегии
· захват рынка – расширение глобального спроса на продукцию предприятия путем использования продуктового или ценового лидерства, поиска новых потребителей, увеличения интенсивности потребления
· защита рынка – воздействие на своих потребителей с целью удержать их в сфере деятельности предприятия, например, с помощью рекламы, сервиса, стимулирования и др.
· блокировка рынка – стремление не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях
· перехват – реакция на нововведения преследователей для снижения возможной эффективности
· атака в лоб – (фронтальная атака) – использование преследователем достигнутого над лидером превосходства (продуктового или ценового, как правило в соотношении 3 к 1) для установления конкурентного преимущества
· прорыв (фланговая атака) – использование какой либо одной слабой стороны лидера, нахождение бреши
· окружение – постепенное накопление преимуществ перед лидером путем определения его слабых мест, обход конкурента с разных сторон
· следование по курсу – минимизация риска ответных действий лидера, например, в ценовой политике
· сосредоточение сил на выгодных участках – выбор сегментов рынка, не привлекающих внимание более сильных конкурентов
· обход – избежание конкуренции путем выпуска не соперничающих товаров, сервиса, использование непривлекательных для конкурентов каналов сбыта
· сохранение позиций – поддержание постоянства в рыночной деятельности, не вызывающей внимания конкурентов.
2.Функциональные стратегии маркетинга – основные маркетинговые стратегии, позволяющие предприятию выбрать целевые рынки и разработать для них комплекс маркетинговых усилий:
- стратегии сегментации рынка - позволяют предприятию выбрать участки рынка, сегментированные по различным признакам
- стратегии позиционирования – дают возможность найти привлекательное положение продукции предприятия на выбранном сегменте рынка относительно продукции конкурентов в глазах потенциальных потребителей. Позиционирование – действия, направленные на формирование восприятия потребителями данного товара относительно товаров-конкурентов по тем преимуществам и выгодам, которые они могут получить. Стратегии позиционирования – выбор критериев позиционирования (потребительские признаки товара, соотношение качество - цена, расширение круга потенциальных покупателей данного товара, повышение престижности и эмоциональной ценности товара, учет слабых сторон конкурентов), перепозиционирование, дифференциация товара – действия, направленные на придание товару отличительных признаков относительно товаров-конкурентов.
- стратегии комплекса маркетинга – формируют маркетинг-микс, обеспечивающий предприятию решение задач по росту продаж, достижению определенной доли рынка и формированию положительного отношения потребителей к продукции предприятия на выбранном сегменте (сохранение и поддержание достигнутой позиции, ее изменение, приоритеты использования отдельных маркетинговых средств – товар, цена, продвижение, распределение). Стратегические решения по каждому из маркетинговых средств определяются с использованием инструментальных маркетинговых стратегий.
Целевой рынок – точка приложения маркетинга, привлекательный участок рынка, на котором предприятие сосредоточивает свою деятельность с целью наиболее полной реализации маркетинговых возможностей.
3.Инструментальные стратегии маркетинга – позволяют предприятию выбрать способы наилучшего использования отдельных составляющих в комплексе маркетинга для повышения эффективности маркетинговых усилий на целевом рынке:
- продуктовые стратегии – обеспечивают соответствие ассортимента и качества товаров предприятия той полезности, которую ждут от них потенциальные потребители на целевом рынке
- ценовые стратегии – позволяют довести информацию о ценности продукта до потребителей
- стратегии распределения – дают возможность организовать для потребителей доступность товаров предприятия «в нужное время в нужном месте»
- стратегии продвижения – доводят до потребителей информацию о полезных свойствах всех элементов комплекса маркетинга
Основные барьеры на пути к достижению рыночной цели
- Недооценка роли и значения маркетинга в организации управления предприятием
- Низкий уровень аналитической деятельности, неумение использовать результаты анализа в практической деятельности
- Отсутствие или неправильное применение маркетинговых инструментов
- Нарушение очередности решения проблем
- Отсутствие эффективного планирования
- Незнание сотрудниками технологии решения поставленных задач
- Отсутствие чувства ответственности за достигнутый результат