Функционирование государства связано с трансакционными издержками, величина которых тем больше, чем в большем числе трансакций государство является гарантом выполнения условий контракта. В процессе реализации своих функций по выполнению контракта между государством и индивидами возникают властные отношения. То есть, индивиды делегируют государству право контроля над выполнением условий контракта и право передачи функций реализации контроля государственным служащим, занимающим определенные должности в системе государственной власти.
Выполнение контрольных функций предполагает наличие власти реализуемой посредством принуждения и насилия. Чем активнее государство контролирует исполнение условий контракта с индивидами в различных областях их деятельности (в том числе и в экономике), тем сложнее внутренняя структура государства и больше численность государственных служащих. Этим отчасти объясняется ассиметрия (искажение) информации, циркулирующей внутри государственного аппарата и рост трансакционных издержек осуществления власти (выявление, предотвращение и ограничение оппортунистического поведения бюрократии).
Поэтому при определении степени вмешательства государства в деятельность индивидов следует учитывать возможные искажения информации, а так же вероятность чрезмерного принуждения и нелегитимного (ошибочного) использования насилия. Аналогично тому, как говорят о «провалах» рынка, следует принимать во внимание и «провалы» государства. Например, в отличие от фирмбюджетные ограничения государство преодолевает успешнее за счет таких инструментов финансирования бюджетного дефицита, как внутренние и внешние заимствования, эмиссия и т.д. Поэтому государство практически невозможно превратитъ в банкрота, даже если оно оказывается неспособным выполнять взятые на себя обязательства. Показателен и факт того, что отсутствие четких критериев эффективности государства, каковым является прибыль для фирмы, государственные структуры подменяют их самостоятельно разработанными показателями, а деятельность государства зачастую оценивается субъктивно по росту доходов бюджета, соотношению дефицита и объемом ВВП и т. д.