Критерии выбора потребительских свойств и показателей при проведении экспертизы

Потребительские товары – продукция, реализуемая потребителю и используемая им для личных целей. Данное определение термина несколько условно, так как одна та же продукция, реализуемая различным потребителям (промышленным или индивидуальным) и используемая для принципиально одинакового назначения (например, мука для промышленного или домашнего хлебопечения) относится к разным классам (товарам промышленного назначения или потребительским). Поэтому многие аспекты экспертизы потребительских товаров характерны и для экспертизы товаров промышленного назначения. В связи с этим термин «товарная экспертиза» расширяет сферу ее применения.

При проведении товарной экспертизы одним из ее конечных результатов является отнесение оцениваемых потребительских товаров к определенной градации.

Для потребительских товаров свойственны градации качества иразмерные градации.

Градации качества – категории товаров одного наименования, отличающихся установленными значениями показателей качества. Все потребительские товары подразделяют на две основные градации качества: стандартные и нестандартные, не отвечающие установленным требованиям по одному или нескольким показателям качества.

Нестандартную продукцию в зависимости от степени значимости дефектов делят на условно пригодную и опасную продукцию.

Условно пригодная нестандартная продукция – продукция, содержащая значительные или критические устранимые дефекты. После устранения выявленных дефектов с помощью сортировки и отбраковки дефектных экземпляров или их промышленной переработки категория качества продукции повышается до стандартной. Поэтому экспертиза не должна завершаться только одним констатирующим результатом – отнесением объектов экспертизы к определенной градации качества. Не менее важен другой результат товарной экспертизы – прогнозирование возможных способов устранения выявленных дефектов и получения стандартной продукции. Эти предполагаемые результаты эксперт при необходимости может оформить в виде консультаций об использовании нестандартных товаров и способах их обработки или переработки (так называемая консультационная экспертиза).

Опасная продукция – продукция с неустранимыми критическими дефектами, использование которой может нанести вред жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также окружающей среде. Такая продукция не подлежит реализации, переработке в промышленных или домашних условиях. Она должна быть изъята и уничтожена одним из принятых способов. От опасной продукции следует отличать потенциально опасные товары, которые относятся к стандартной градации, так как отвечают требованиям действующих стандартов.

Потенциально опасные товары – товары, содержащие вредные для потребителя или окружающей среды вещества или выделяющие их в окружающую среду при использовании. Эти товары представляют опасность для потребителей и окружающей среды при нерациональном использовании или нарушении правил эксплуатации.

Перечень потенциально опасных товаров обширен и включает многие продовольственные и непродовольственные товары. К потенциально опасным товарам можно отнести алкогольные напитки (частое и неумеренное потребление этилового спирта может привести к заболеванию алкоголизмом и даже закончиться летальным исходом), табачные изделия (никотин вреден для активных и пассивных курильщиков), автомобили (угарный газ вреден для водителя, пассажиров и окружающей среды), товары бытовойхимии, содержащие вредные смолы, органические растворители, яды и т. п.

Стандартные товары подразделяются также на товарные сорта (почти все товары), марки (мука, манная крупа и сложнобытовая техника), номера (дробленые крупы), классы сложности.

При определении градаций эксперт должен хорошо разбираться в принципах деления наних стандартной продукции, уметь устанавливать и применять отличительные признаки разных градаций.

Размерные градации – категории товаров, отличающиеся установленными размерами. Размерные градации характеризуются длиной, диаметром и массой. Размер выступает как один из показателей качества или ассортимента, определяя зачастую цену на товар, а также потребительские предпочтения.

Для отдельных групп пищевых продуктов (свежих плодов и овощей, соленых и квашеных овощей, рыбы, яиц, бананов) размер является одним из основополагающих показателей качества и отличительных признаков товарных сортов, категорий. Например, яблоки высшего сорта должны иметь размер по наибольшему поперечному диаметру не менее 60мм, 1-го – 50 мм, 2-го – 45 мм. Одним из признаков, определяющих категорию яиц, являетсяих масса: I категория – не менее 55 г, II – 45 г. Рыба по размерам делится на крупную, среднюю и мелкую.

Размерные градации играют очень важную роль при оценке многих групп непродовольственных товаров (одежда, обувь, стройматериалы, ювелирные изделия, многие канцелярские товары), определяя их ассортиментную принадлежность и потребительские предпочтения. Так, покупатель покупает одежду и обувь только нужного ему размера, отказываясь от других размеров, даже если другие характеристики товара (цвет, фасон, отделка и т. п.) понравились ему больше. Для таких групп товаров размер – наиболее значимое средство создания потребительских предпочтений.

Для быстрого распознавания данных размерных градаций принято на маркировке непродовольственных товаров помещать условные обозначения, указывающие размеры товара и соответствующие определенным антропометрическим характеристикам потребителей. Эксперт должен хорошо разбираться в этих условных обозначениях. Кроме того, он должен иметь в виду, что эти условные обозначения размеров товаров разных стран происхождения не совпадают и нужно уметь вносить соответствующие коррективы.

Определение градации потребительских товаров является заключительным этапом экспертизы и обусловлено ее целью. Следует иметь в виду, что конечный результат товарной экспертизы необязательно будет связан с определением градации товара.

Цель товарной экспертизы и ее предполагаемые конечные результаты определяют выбор характеристик товара, устанавливаемых при экспертной оценке. Поэтому очень важно, чтобы эксперт знал критерии такого выбора.

Критерии, используемые при анализе и оценке потребительских свойств товаров, подразделяются на общие и конкретные.

Общие критерии – это сложившиеся в обществе ценностные нормы и представления, руководствуясь которыми эксперты судят о потребительской ценности товара (хлеб – мягкий, мука пшеничная – светлая и т.д.). К общим критериям можно отнести органолептические показатели качества.

Конкретные критерии – это реальные требования к качеству товаров данного вида, зафиксированные в отечественных или зарубежных нормативно-технических документах, а также совокупность базовых значений показателей, характеризующих качество планируемой или проектируемой продукции, реально существующих изделий, выпускаемых в стране или за рубежом и т. д.

В зависимости от целей экспертизы или анализируемых показателей эксперты могут принимать один или несколько различных критериев.

При проведении товарной экспертизы обычно выбираются те потребительские свойства и показатели, степень значимости которых позволяет наиболее полно и обоснованно достигнуть поставленных целей. Эту степень значимости принято обозначать через коэффициент весомости, который определяется экспертным методом путем опроса экспертов или потребителей. Кроме того, выбор потребительских свойств и показателей может быть предопределен целью товарной экспертизы, а также произведен заказчиком, который в заявке определяет перечень необходимых показателей.

Следует отметить, что объекты товарной экспертизы и других видов оценочной деятельности могут быть одинаковыми. При этом оценке подвергаются единичные экземпляры потребительских товаров, комплексные упаковочные единицы и товарные партии. Только при потребительской оценке не определяются характеристики товарных партий. Указанные объекты характеризуются не только комплексом основополагающих характеристик, но и разным уровнем неопределенности. Необходимость оценки товаров в условиях неопределенности делает их объектами экспертизы.

Под условиями неопределенности понимается ситуация, при которой возникает проблема выбора альтернативных решений, недостаточности информации. Эта неопределенность чаще всего является следствием применения выборочного метода отбора проб из товарных партий. Даже если пробы отобраны в соответствии с установленными правилами, существует неопределенность в отношении соответствия количественных и качественных характеристик единичных товаров, отобранных из товарной партии, аналогичным характеристикам всех товаров в этой партии. При этом всегда существует риск возникновения несоответствия оцениваемого объекта всей совокупности товаров. Вследствие этого перенос результатов оценки отобранных проб на всю товарную партию может привести к неверным решениям. В то же время зачастую оценка качества единичных экземпляров или измерение их количества происходит в условиях определенности, которые характеризуются конкретными результатами. Например, при наличии достаточной информации о действительных значениях показателей количественных и качественных характеристик единичных экземпляров товаров эксперт может отнести их к определенной градации качества.

Решения, принимаемые экспертом в отношении объектов экспертизы, могут подразделяться по признаку определенности на три группы:

§ при определенности – относительно каждого действия известно, что оно приводит к некоторому конкретному результату;

§ при риске – каждое действие приводит к одному из множества частных результатов с известной вероятностью появления;

§ при неопределенности – каждое действие имеет множество возможных результатов, но их вероятность эксперту неизвестна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: