Метод товарной экспертизы – способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров.
Классификация методов товарной экспертизы представлена на рис. 4.1.
Методы товарной экспертизы подразделяются на объективные и субъективные.
Объективные методы – методы, основанные на определении характеристик товаров путем измерений или регистрации каких-либо несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований. Различают измерительные и регистрационные объективные методы. Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерения или в процентах, причем эти результаты сопоставимы, воспроизводимы и проверяемы. Различия между этими методами заключаются в том, что при измерительных методах используются технические устройства (простейшие приспособления и сложные измерительные приборы, системы, преобразователи), а при регистрационных – визуальный подсчет (один, два, три).
Субъективные методы – методы, основанные на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения (нахождения) конечных результатов.
|
|
Различают следующие подгруппы субъективных методов:
· органолептические;
· экспертные;
· социологические;
· практические.
Общим для этих методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположениях отдельных лиц.
Методы каждой подгруппы не заменяют, а дополняют друг друга или имеют самостоятельные сферы применения. Различия между подгруппами субъективных методов заключаются в их назначении и используемых средствах или приемах. Органолептические методы предназначены для определения значений органолептических показателей товаров, экспертные – для оценки свойств и показателей товаров в условиях неопределенности и риска, социологические и практические – для установления потребительской оценки товаров путем опросов покупателей.
Основными средствами органолептических методов служат органы чувств испытателя. При социологических методах могут использоваться любые средства, в том числе и характерные для других подгрупп объективных и субъективных методов. Важнейшими средствами социологических методов являются анкеты.
Рис. 4.1. Классификация методов товарной экспертизы