Основные методы психологических исследований

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, теоретическими идеями, ко­торые выдвигают ученые, а с другой — достаточно объективны­ми, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи.

На протяжении длительного периода, вплоть до начала XX века, психология определялась как наука о душевных явлениях и


законах душевной жизни, составляющих субъективный мир че­ловека (чувства, представления, мысли, желания). Ученые ис­пользовали субъективный метод, который заключался в описа­нии явлений сознания в процессе самонаблюдения и получил название «интроспекция».

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — это особый способ самонаблюдения, наблюдения собствен­ного сознания, восприятия своих переживаний.

Метод интроспекции, начиная с трудов Р. Декарта и Дж. Локка (XVII век) и до В. Вундта (конец XIX — начало XX века), был основным методом получения психологического знания, потому что существовало мнение, что сознание человека должно изучаться иначе, чем внешний мир. Создатели структур­ной психологии В. Вундт и Э. Титченер основной задачей пола­гали изучение «непосредственного опыта» человека. Понимая ог­раниченность метода интроспекции, Вундт впервые использовал приемы экспериментального исследования при организации це­ленаправленного самонаблюдения, для чего предпринимал спе­циальные тренировки испытуемых: у них вырабатывался навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя.

Кризис в психологии сознания был вызван результатами ис­следований в области невропатологии и психиатрии: Ж. Шарко и 3. Фрейд доказали, что у человека, кроме сознательных, суще­ствуют неосознаваемые психические явления.

Под влиянием идей Ч. Дарвина и И. П. Павлова француз­ский психолог А. Пьерон (начало XX века) разрабатывает объек­тивную психологию и выдвигает тезис о том, что живые существа имеют два фундаментальных свойства: способность ощущать и способность действовать. Он выразил мысль о необходимости рассматривать психику в единстве с наблюдаемой извне активно­стью живых существ. Одной из основных задач психологической науки стала разработка объективных методов исследования.

В современной психологии методы исследования условно делят на объективные, описательные и методы психологической помощи (схема 4). В процессе реализации исследовательских программ используется сочетание различных методов.

Объективные методы Описательные методы Методы психологической помощи
Наблюдение Самонаблюдение Индивидуальные
Эксперимент Эмпатическое слушание Групповые
Тестирование Идентификация Семейные
Методы опроса (анкета, беседа) Диалоговая беседа  
Контент-анализ Библиографический метод  
  Интуиция  

Схема 4. Методы исследования в психологии

Ученые, разрабатывая методы психологического исследова­ния, стремятся, чтобы с их помощью можно было получить объ­ективный и достоверный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и необоснованных выводов.

4.1. Объективные методы

Объективные методы, или методы, позволяющие получать ре­зультаты, которые не зависят (или зависят в малой степени) от личности исследователя. К ним относят: наблюдение, экспери­мент, тестирование, методы опроса.

1. Разновидность наблюдения — внешнее наблюдение — это подчиненное исследовательской программе целенаправленное и систематическое восприятие поведения объекта(ов) с целью его последующего анализа и объяснения.

В таблице 1 представлены виды наблюдения, которые необ­ходимо учитывать при планировании его программы.


Таблица 1. Виды наблюдения и их характеристики
Вид наблюдения Характеристики
По контакту Непосредственное (экспериментатор исследует сам) Опосредованное (используются готовые материалы)
По условиям деятель­ности Полевое (естественные условия) Лабораторное (эксперимент)
По характеру взаимо­действия с объектом Открытое или скрытое Включенное или невключенное
По времени Долговременное Кратковременное
По фиксации резуль­татов Констатирующее Оценивающее

Рассмотрим пример, на котором продемонстрируем некото­рые виды наблюдения. Исследователями было проведено скры­тое наблюдение, где измерялось расстояние между людьми в процессе общения. В центре комнаты стоял мужчина среднего роста. К нему подходили разные люди и спрашивали о чем-ли- бо, при этом мужчины более высокого роста останавливались ближе, чем мужчины меньшего роста. У женщин, подходящих к наблюдаемому, была обратная тенденция: высокие женщины предпочитали держать большую дистанцию.

Итак, в данном случае характеристика наблюдения следую­щая: по контакту —непосредственное (экспериментатор исследу­ет), по условиям деятельности — лабораторное (созданы экспе­риментальные условия), по характеру взаимодействия с объек­том — скрытое (люди, подходившие к мужчине, не знали, что за ними наблюдают) и невключенное (сам экспериментатор не уча­ствовал в процессе), по времени — кратковременное (небольшой промежуток времени), по фиксации результатов — констати­рующее (фиксировалось расстояние между двумя малознакомы­ми собеседниками).

2. Эксперимент — метод получения информации о количест­венном и качественном изменениях показателей деятельности и поведения наблюдаемого объекта или наблюдаемых объектов в результате воздействия на него (них) контролируемых исследо­вателем факторов.

В качестве объекта исследования в психологии может высту­пать животное и группы животных, человек и группы людей. Эксперимент основан на манипуляции независимыми перемен­ными, влияющими на зависимую переменную. Независимая пе­ременная — это условие, которое изменяет экспериментатор (например, количество людей на космической станции), а зави­симая переменная — изменение в деятельности и поведении на­блюдаемых объектов, возникающее при изменении независимой переменной (например, психическое состояние космонавтов).

Виды экспериментального исследования достаточно разно­образны (табл. 2).

В зависимости от характера экспериментальной ситуации выделяют лабораторный (проходит в специально созданных ус­ловиях) и естественный (среда остается обычной для исследуе­мого) эксперименты.

Таблица 2. Виды эксперимента

Характеристики Вид эксперимента
Характер экспериментальной ситуации Естественный Лабораторный
Степень вмешательства экспе­риментатора Констатирующий Формирующий
Специфика задач Научно-исследовательский эксперимент Эксперимент, ориентированный на решение практических задач
Проверка гипотезы Пилотажный Решающий Контрольный Обучающий
Логика доказательства гипотез П оследовател ьн ы й Параллельный Перекрестный

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в изучаемый объект(ы) эксперимент делят на констатирующий и формирующий. При формирующем эксперименте ставится цель не только установить закономерности изучаемого психического феномена, как при констатирующем эксперименте, но и исполь­зовать эти закономерности для достижения необходимых иссле­дователю результатов. Чаще всего формирующий эксперимент применяется в педагогике.

В зависимости от специфики поставленных задач выделяют научно-исследовательский эксперимент и эксперимент, ориентиро ванный на решение практической задачи.

Проверка гипотез может осуществляться в пилотажном экс­перименте, когда изучаемая область неизвестна, система гипотез отсутствует. В решающем эксперименте есть две конкурирующие между собой гипотезы, необходимо доказать, какая из них явля­ется верной. Контрольный эксперимент проводится с целью про­верки зависимостей. В ходе обучающего эксперимента происхо­дит формирование психологических процессов, например, таких как память, внимание, мышление.

В зависимости от логической структуры доказательства гипо­тезы эксперимент деляг па последовательный (или линейный), па­раллельный и перекрестный. При параллельном эксперименте су­ществует экспериментальная группа и контрольная, в которой независимые переменные не изменяются. Доказательство же опирается на сравнение состояния экспериментальной и кон­трольной групп. В последовательном эксперименте изучается только один объект и доказательство основано на сравнении со­стояния этого объекта до начала воздействия и после него. При перекрестном эксперименте экспериментальная и контрольная группы меняются местами.

В общей психологии используются следующие эксперимен­тальные методы:

• структурно-аналитический метод используется в лаборатор­ных условиях, например, в психофизике, в исследованиях памяти, внимания, мышления;

• экспериментально-генетический метод применяется в воз­растной и педагогической психологии. Например, с его по­мощью экспериментатор может исследовать происхожде­ние и развитие у ребенка тех или иных функций;

• лонгитюдное исследование — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее опре­делить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека;

• экспериментально-патологический метод (метод синдромно- го анализа) — с его помощью исследуют изменения, кото­рые появляются в случае мозговых травм, патологии мозга

и т. д. Данный метод важен для нейро- и патопсихологи

3. Тестирование — метод изучения психологических свойств и состояний личности с помощью тестов. Тесты — это стандарти­зированные задания, требующие решения, ответа или описания.

Стандартизированные задания позволяют подвергнуть полу­ченные ответы математико-статистической обработке и выявить характеристики, отличающие одного человека от другого или от других людей. Данные исследования могут сравниваться с ре­зультатами-нормами, которые получены при обследовании ста­тистически значимой группы определенного возраста, пола, на­циональности, профессии и т. д.

Тестирование используется при:

• профессиональной ориентации и профессиональном от­боре;

• изучении уровня усвоения знаний;

• оказании психологической помощи;

• изучении уровня индивидуального развития.

Количество и разнообразие различного рода тестов, опросни­ков, шкал огромно. Одни из первых тестовых разработок принад­лежат Ф. Гальтону, который применил их для измерения психи­ческих свойств и разработал метод математической статистики для анализа результатов исследования. Д. Кеттел создал «умст­венные тесты», Г. Эббингауз измерял память у школьников.

Основные виды тестов:

Тесты достижений показывают степень владения испытуе­мым конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тесты интеллекта выявляют умственный потенциал. Крите­рием является набор понятий, терминов и логических отноше­ний между ними.

Тесты креативности оценивают творческие способности лич­ности.

Тесты личностные позволяют выявить различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоцио­нальные, мотивационные, межличностные свойства, типичные формы поведения.

Тесты проективные позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.

4. Метод опроса применяется для получения от испытуемых необходимой информации на заранее подготовленные вопросы.

В зависимости от формы контакта исследователя и испытуе­мых опросы проводятся в виде беседы (интервью) или анкетиро­вания.

Анкетирование — метод сбора исследуемых данных на основе опроса с помощью анкет. Анкета — объединенная единым за­мыслом (целью) система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.

Вопросы анкеты должны:

1. Отвечать исследовательской задаче.

2. Иметь ясную, конкретную и тактичную формулировку.

3. Одинаково пониматься всеми отвечающими.

Беседа — метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной про­грамме.

Беседа может быть:

а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым);

б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).

Успешность беседы зависит от:

а) степени ее подготовленности (наличие цели, плана бесе­ды, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий ее проведения).

б) искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследователя, правильности постановки вопросов).

Беседа может быть индивидуальной и групповой, а анкети­рование — очным и заочным.

В зависимости от носителя информации опрос может быть экспертным или массовым. При первом опрашиваются только эксперты. В зависимости от широты охвата возможен выбороч­ный или сплошной опрос. Во втором случае он проводится со всеми представителями исследуемой группы или сообщества.

5. Анализ результатов деятельности как метод психологическо­го исследования представляет собой целенаправленное исследо­вание продуктов деятельности человека, позволяющее опреде­лить индивидуальные психологические особенности субъекта(ов) деятельности. Этот метод основан на теоретической установке о взаимосвязи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.

Объектами анализа могут быть сочинения на заданную тему, рисунки, результаты конструирования, поведение в заданной ситуации, практическая, теоретическая и литературная деятель­ность.

Анализируются временные, количественные и качественные показатели деятельности. К качественным показателям относят эффективность деятельности, надежность, безошибочность, раз­носторонность, своевременность, гибкость.

Разновидностями метода анализа результатов деятельности являются контент-анализ и графология.

Контент-анализ применяется для определения психологиче­ских особенностей автора текста по наиболее часто используе­мым им смысловым выражениям.

Графология как метод психологического исследования за­ключается в выявлении особенностей характера человека по его почерку.

Результаты, полученные с помощью объективных методов, как правило, обрабатываются математико-статистическими ме­тодами.

4.2. Описательные методы

Описательные методы или методы, ориентированные преиму­щественно на качественный анализ изучаемых явлений. Они в значительной степени зависят от личности исследователя, по­этому их еще называют субъективными.

1. Разновидности наблюдения — самонаблюдение, самоотчет, включенное наблюдение.

Метод самонаблюдения представляет собой наблюдение че­ловека (исследователя) за внутренним планом собственной пси­хической жизни с последующей фиксацией и анализом резуль­татов.

С методом самонаблюдения тесно связан метод самоотчета, представляющий собой словесный или письменный отчет чело­века (исследователя) о результатах наблюдения за протеканием процессов внутренней психической жизни в соответствии с пред­ложенным ему планом. Включенное наблюдение — метод, позво­ляющий исследователю реально участвовать в жизни и деятель­ности изучаемого объекта (группа, коллектив). Он позволяет бо­лее глубоко вникнуть во внутригрупповые процессы, но в то же время делает наблюдение более субъективным.

2. Эмпатическое слушание — проникновение во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы (метод разработан и предло­жен К. Роджерсом).

3. Идентификация — метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции.

4. Диалогическая беседа — познание другого человека как равноправного субъекта диалога. В диалогической беседе, как правило, решаются не только диагностические задачи, но и пси­хотерапевтические.

5. Биографический метод предполагает изучение психологиче­ских особенностей человека в процессе анализа истории его жизни.

6. 6. Интуиция — неосознаваемое постижение мира другого че­ловека, основанное на большом опыте общения с людьми.

Таким образом, описательные методы дополняют и обогаща­ют объективные методы психологического познания.

4.3. Методы психологической помощи

Методы психологической помощи являются не только средст­вом помощи человеку, но и позволяют проникнуть в интимные стороны человеческой психики и человеческих отношений. В обобщенном виде они также представляют исследовательский материал. Кроме того, именно практика психологической помо­щи позволяет совершенствовать методы психологического воз­действия.

Условно методы психологической помощи делят на индиви­дуальные, групповые и семейные, которые используются в раз­личных видах этой помощи (психотерапии алкоголизма, сексу­альных дисгармоний, психотерапии семейных отношений и т. д.) и в работе с клиентом: психологическом консультировании, пси­хологической коррекции, психотерапии, психологической реаби­литации.

Тема 2.1 Ощущение и восприятие как главный источник познания человеком себя и окружающего мира.

1. Общее понятие об ощущении

Мы постоянно получаем информацию из внешнего мира и о внутреннем состоянии организма. Отражение действительно­сти начинается с ощущений. Их многообразие отображает каче­ственное многообразие окружающего мира. Ощущения челове­ка — это продукт эволюционного развития. Они связывают нас с внешним миром и являются основным источником информации о нем и условием психического развития.

Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений ма­териального мира, а также внутренних состояний организ­ма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущения характеризуются непосредственностью и сиюми­нутностью. Органы чувств — это единственный канал, по которо­му внешний мир проникает в человеческое сознание. Известный русский врач С.И.Боткин (1832—1889) описал редкий случай, ко­гда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на одном участке руки. Если больная за­крывала глаз и ничто не касалось ее руки, она засыпала.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Реф­лекторная концепция ощущений была разработана русскими физиологами И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. Они рассматри­вали ощущение как целостный рефлекс. Физиологической осно­вой ощущений являются нервно-физиологические процессы, возникающие при действии раздражителя на адекватный ему анализатор — первичный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Анализатор состоит из трех частей:

• периферического отдела (рецептора), воспринимающего раздражитель;

• афферентных (центростремительных) и эфферентных (цен­тробежных) нервов, проводящих возбуждение от перифе­рии в нервные центры головного мозга и обратно;

• подкорковых и корковых отделов головного мозга, в кото­рых происходит переработка информации, поступающей из рецептора.

Все живое имеет чувствительность — общую способность реагировать на раздражители. А.Н.Леонтьев выдвинул гипотезу о возникновении чувствительности как «сигнально-опосредованной деятельности», согласно которой ощущения возникают тогда, ко­гда организм реагирует на окружение, значимое для жизни. Он выделил три стадии развития психики:

1. Элементарная сенсорная психика (одноклеточные орга­низмы, насекомые) — возникновение отдельных ощущений.

2. Перцептивная психика (позвоночные животные) — вос­приятие целостного предмета, возникновение образов.

3. Стадия интеллекта (высшие приматы) — отражение связей между вещами и явлениями.

Таким образом, ощущения — это первичная форма ориенти­ровки организма в окружающем мире, исходная форма развития познавательной деятельности.

2. Виды и свойства ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощуще­ний. Аристотелем были названы пять рецепторов, соответствую­щих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. В действительности видов ощущений гораздо больше.

В состав осязания наряду с тактильными ощущениями (при­косновения) входят температурные (терморегуляция, теплооб­мен). Промежуточное положение между тактильными и слухо­выми занимают вибрационные ощущения. Ощущения равнове­сия и ускорения выполняют функцию ориентировки в окружающей среде. Болевые ощущения предохраняют организм от опасности и разрушающей силы. Температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, мышечно-суставные, статико-динами- ческие ощущения можно назвать внешне-внутренними.

Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основ­ных класса ощущений (схема 10).

Схема 10. Виды ощущений

Экстероцептивные ощущения обеспечивают получение сиг­налов из внешнего мира, рецепторы находятся на поверхности тела. Различают следующие экстероцептивные рецепторы:

• контактные (при непосредственном контакте): осязатель­ный, вкусовой;

• дистантные (на расстоянии): зрительный, слуховой, обоня­тельный.

Интероцептивные — сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, рецепторы находятся во внутренних орга­нах (органические ощущения, ощущения боли).

Проприоцептивные — передают сигналы о положении тела в пространстве, рецепторы находятся в мышцах, суставах (ощуще­ния равновесия, движения).

Среди основных свойств ощущений выделяют:

• качество — вид ощущений и его специфические особенно­сти. Например, слуховые ощущения отличаются высотой тона, тембром, громкостью; зрительные — цветовым то­ном, насыщенностью, яркостью;

• интенсивность — количественная характеристика, которая зависит от силы раздражителя. Например, если у человека

насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов мо­жет быть снижена;

• длительность — временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и функциональным состоянием ре­цептора. При воздействии раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое время. Например, вкусовые ощущения возникают через 50 мс, тактильные — 130 мс, а болевые — 370 мс;

• пространственная локализация — информация о локализа­ции раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воз­действует раздражитель, например, вкусовые ощущения.

3. Чувствительность анализаторов

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Например, че­ловек не видит света далеких звезд, не ощущает прикосновения пылинок на коже и т. п. То есть, чтобы возникло раздражение, ощущение должно достигнуть определенной величины. Слиш­ком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Способность к распознаванию величины и качества раздра­жителя называется чувствительностью.

Уровень чувствительности определяется по характеристике нижнего порога ощущений. Нижний порог — минимальная вели­чина интенсивности раздражителя, когда возникают первичные ощущения. Например, один человек испытывает едва заметные ощущения при растворе 0,25 г соли в воде, а другой — лишь при концентрации 1,25 г. В первом случае отмечается более высокая чувствительность.

Чем меньше минимальная величина раздражителя, тем боль­ше чувствительность к данному раздражителю.

Можно выразить величину чувствительности формулой:

Е= 1/У,

где Е— чувствительность; У — пороговая величина раздражителя.

Чувствительность, определяемая по нижнему порогу ощуще­ний, называется абсолютной чувствительностью.

Абсолютная чувствительность относительна к тем условиям среды, которые являются необходимыми для самого существова­ния организма, нормального обмена веществ между организмом и средой.

Верхний порог ощущений представляет собой максимальную интенсивность ощущения, возможную для отражения данного качества раздражителя.

Верхние пороги, как и нижние, изменяются и развиваются в зависимости от жизненных условий деятельности человека. На­пример: музыкант наиболее чувствителен к звуковому различе­нию, художник — к цветовому и т. д.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызы­вающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Порог различения — отно­сительная величина, показывающая, на какую долю должна уве­личиться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения.

Немецкий физиолог Э. Вебер, проверяя способность челове­ка определять более тяжелый из двух предметов в правой и ле­вой руке, установил, что разностная чувствительность относи­тельна. Для зрительного анализатора это отношение составляет 1/100, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30. Основыва­ясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г. Т. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:

5 =KLgJ+ С,

где S — интенсивность ощущений; J — сила раздражителя; А", С — константы.

Психофизический закон Вебера—Фехнера: интенсивность

ощущения пропорциональна силе раздражителя.

Чем порог различения больше, тем меньше разностная чув­ствительность. Для измерения чувствительности используют экспериментальные методы чаще всего в лабораторных условиях с применением измерительной аппаратуры.

4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Было бы неправильно полагать, что абсолютная и относи­тельная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствитель­ность снижается. Адаптация ощущений человека главным обра­зом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Так, под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящий­ся в палочках сетчатки глаза. В темноте зрительный пурпур вос­станавливается, что приводит к повышению чувствительности.

Адаптация — изменение чуестеительности анализаторов в результате их приспособления к действующим раздражи­телям.

Явление адаптации связано также с процессами, протекаю­щими в центральных отделах анализаторов, в частности с измене­нием возбудимости нервных центров. На длительное раздражение кора головного мозга отвечает торможением, снижающим чувст­вительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуж­дение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях. В целом адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспо­соблении к условиям среды.

Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощу­щений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных про­цессах — повышении и понижении чувствительности. Общая зако­номерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повыша­ют, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Например, чувствительность зрительного анализа­тора можно повысить, стимулируя слабыми музыкальными звуками (резкими — ухудшить), слабые зрительные раздражители (мягкое приятное освещение) улучшают работу слуха.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вы­звано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, полу­чены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблю­дались при действительном раздражении языка лимонным со­ком. Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанци­онная чувствительность к препятствиям у слепых.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. Явле­ние сенсибилизации органов чувств наблюдается у лиц, длитель­но занимающихся некоторыми специальными профессиями. На­пример, опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличат 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только ме­жду 1300 и 1400 оборотами.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией — возникновении под влиянием раздра­жения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного человека. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Явление синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем, целостности чувственного отражения объективного мира.

5. Развитие ощущений

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. У человека развитие сенсорных процессов опережает развитие двигательной системы. Котята рождаются слепыми, чтобы они не разбежались от матери. У птиц ярко выражен механизм им- принтинга, привязывающий их к матери. У ребенка таких меха­низмов нет, его поведение строится под контролем сенсорики.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дро­жит из-за различия температуры тела матери и температуры воз­духа. Реагирует ребенок и на прикосновения. Наиболее чувстви­тельны губы и область рта. У ребенка развита вкусовая чувстви­тельность. Он отличает молоко матери от подслащенной воды. С момента рождения у ребенка достаточно развита обонятельная чувствительность, так как по запаху материнского молока он оп­ределяет присутствие матери. Если ребенок первую неделю пи­тался материнским молоком, то он будет отворачиваться от ко­ровьего. Однако обонятельные ощущения, не связанные с пита­нием, развиваются достаточно долго.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух. В пер­вые дни рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Через два-три месяца он начинает воспринимать на­правление звука и поворачивает голову в сторону его источника. В развитии речевого слуха у ребенка прежде всего наблюдаются реакции на интонацию речи и голос матери. На третьем-четвер- том месяце дети начинают реагировать на пение, музыку.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. С момента появления зрительных ощущений он реагирует на свет различ­ными двигательными реакциями, а начинает управлять движе­нием глаз лишь к концу второго месяца жизни, предметы и лица различает в три месяца. В четыре месяца появляется реакция на новизну — это явная сенсорная реакция, она заключается в дли­тельности удержания взгляда на новом предмете. Установлено, что дети начинают различать цвета в пять месяцев, после чего появляется интерес к ярким предметам.

Развивается тактильная чувствительность, которая важна для возникновения акта хватания и обследования предмета. Хвата­ние осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматри­вает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предме­ту. Акт хватания имеет чрезвычайно важное значение для психи­ческого развития ребенка.

Таким образом, в первое полугодие жизни происходит ин­тенсивное развитие сенсорных механизмов.

По отношению ко всем видам чувствительности следует от­метить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, фор­мы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с эти­ми эталонами.

Уровень развития ощущений у различных людей неодина­ков. Это во многом объясняется их генетическими особенностя­ми. Развитие ощущений достигается путем тренировок, напри­мер при обучении детей музыке или рисованию.

Ощущения – это простейший познавательный психический процесс, заключающейся в отражении отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на психику.

Классификация ощущений. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные.

Существуют интермодальные ощущения – синестезии. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений: экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи); проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках); интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

Существуют генетический подход X. Хэда. к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности: протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.); эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

При длительно текущих заболеваниях, когда имеется длительное воздействие раздражителя, происходит изменение чувствительности органов чувств. Именно с этим связано привыкание к ношению протезов, а также адаптация к гиперстезиям, сенестопатиям и другим ощущениям со стороны внутренних органов. Интероцептивными называют ощущения со стороны внутренних органов – голод, жажда, тошнота, сердцебиение, изжога и т.д.

Интероцептивные ощущения тесно связаны с болевым синдромом, т.е. указывают на имеющийся дискомфорт со стороны различных систем организма. Нарушения интероцептивных ощущений могут вести к гипостезии, гиперстезии, анестезии и боли, поэтому эти расстройства прежде всего должны подвергаться клиническому анализу, а потом уже психологическому. В формировании такого специфического вида ощущения, как боль участвуют не только действия внешних или внутренних раздражителей, боль может возникать и психогенно (например, при гипнотическом внушении). Боль ведет к изменению деятельности не только организма, но и психики человека в целом. Адаптация к боли редка, наоборот, болевые ощущения могут вызвать своеобразную сенсибилизацию к ней. Вместе с тем ослабление боли может достигаться не только при помощи лекарственных средств и устранения причины, но и за счет создания психологических конкурирующих очагов возбуждения, что также должно использоваться во врачебной деятельности.

Близким к болевым ощущениям, так называемые гиперпатии – особый вид изменения чувствительности, характеризующейся невыносимо тягостными ощущениями. Например, после ампутации конечности возможны не только фантомные боли, но и гиперпатии по всей половине тела. Целесообразно выделять и каузаягин – психогенный вегетативно-болевой синдром, при котором легкое прикосновение или даже воспоминание о пережитых ощущениях вызывает сильнейшую боль.

В целом отношение человека к боли всегда двояко – с одной стороны боль «верный страж нашего здоровья», с другой, она является мощным астенизирующим фактором и может способствовать развитию психической декомпенсации и значительно снижать трудоспособность человека.

Двигательные проприоцептивные ощущения связаны с движением и положением тела в пространстве. К ним относят также ощущения со стороны костно-мышечной системы. Например, нарушения мышечно-суставного чувства при полиневритах или расстройстве тонких координационных движений пальцев рук, которое может существенно сужать реабилитационные возможности инвалида (часовщик, машинистка, точные сборочные работы и т.д.).

Если основой ощущений являются нервные процессы, происходящие в отдельных анализаторах, то в акте восприятия важную роль играет взаимодействие анализаторов друг с другом.

Общее понятие о восприятии

Человек накапливает сведения о предметах и явлениях не как сумму отдельных ощущений, а усваивает отношение между предметами и их свойствами. Восприятие есть совокупность ощущений. Однако было бы ошибочно полагать, что такой про­цесс является простым суммированием отдельных ощущений.

Проведем эксперимент: испытуемому завяжем глаза, перед ним положим различные предметы. Сначала поможем ему лишь прикоснуться к предмету и спросим его: «Что он ощущает, мо­жет ли назвать предмет?» Затем дадим возможность подержать его в руках и определить, что это за предмет. Целостное пред­ставление о предмете дает двигательная активность, предыдущий опыт, работа памяти и мышления. В результате восприятия у че­ловека возникает целостный образ объекта или явления окру­жающего мира.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций

и событий, возникающее при непосредственном воздействии

физических раздражителей на рецепторные поверхности.

В основе восприятия лежат межанализаторные связи. Так, при слове «апельсин» вы можете представить: его форму и цвет, это работа зрительного анализатора, аромат — обонятельного, шершавую поверхность — осязательного, кисло-сладкий вкус — вкусового.

Восприятие — сложный процесс, направленный на позна­ние того, что в данный момент воздействует на нас. Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойст­вами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринима­ем и отдельные части. Эти две стороны тесно связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. В объекте может отсутствовать какая-либо часть или она вос­принимается неясно, но тем не менее мы его узнаем. Это про­исходит потому, что каждый объект имеет свои опознаватель­ные признаки.

Пример:

«.. е к..и. е... о» или

«э л е... и.... в о»

Что узнается легче?

Процесс целенаправленного восприятия состоит из следую­щих действий (рис. 1):

• поиск объекта;

• выделение наиболее характерных его признаков;

• опознание объекта, то есть отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, то оно также является рефлекторным процессом. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы. Сложность построения образа происходит за счет системы внутрианализа- торных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилуч­шие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Рис. 1. Сосчитайте количество изображенных животных

2. Основные характеристики восприятия

В качестве основных свойств восприятия выделяют предмет­ность, целостность, структурность, константность, осмыслен­ность.

I. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, то есть в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность играет большую роль в формировании перцептивных процессов. Она проявляет­ся в том, что объект воспринимается нами именно как обособ­ленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело.

Это свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона (рис. 2), то есть вся наблюдаемая человеком действитель­ность разделяется на две неравные по значимости части: одна — предмет, воспринимается как конкретное, очевидное, а вторая — фон — как более аморфное, неопределенное, расположенное по­зади предмета.

Рис. 2. Рисунок «ваза и люди»

Решающую роль здесь играет осязание и движение. Б. Г. Ананьев описал случай: в результате контузии у человека был поражен головной мозг, наблюдалась полная неподвиж­ность глазных яблок, при этом зрительное восприятие не обес­печивало предметного отражения.

2. Целостность — создание целостного образа предмета стро­ится на основе отдельных свойств и качеств предмета, получае­мых в виде различных ощущений (рис. 3). Для целостного вос­приятия человеческого лица достаточно лишь нескольких эле­ментов его контура.

При анализе целостности выделяют два взаимосвязанных ас­пекта: 1) объединение разных элементов в целое и 2) независи- /

*


Рис. 3. Силуэтным рисунок собаки

мость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет на вос­приятие частей.

Независимость целого от качества составляющих его элемен­тов проявляется в доминировании целостной структуры над его составляющими.

3. Структурность — мы воспринимаем абстрагированную це­лостную структуру, которая формируется в течение некоторого времени, для нее характерна замкнутость, то есть стремление замкнуть контур (рис. 4).

Рис. 4. Восприятие формы. Фигура и контур

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека, с другой.

4. Константность — независимость восприятия предмета от условий, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет, раз­мер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от них в органы чувств, непре­рывно меняются.

Например, размер проекции предмета на сетчатке глаза зави­сит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения, но предметы нам кажутся неизменной величины, вне зависимо­сти от этого расстояния (в известных пределах). Восприятие цве­та зависит от освещенности, фона, интенсивности. Цвет знако­мых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых объектов воспринимается как постоянная неза­висимо от условий наблюдения.

Посмотрите на ваши пальцы так, чтобы одни были на рас­стоянии вытянутой руки, другие — вдвое ближе. Они кажутся одного размера, в то время, как на сетчатке глаза изображение пальцев вытянутой руки в два раза меньше.

5. Осмысленность и обобщенность восприятия — отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему назва­ние.

По мере расширения опыта образ восприятия, сохраняя свою индивидуальность и принадлежность к конкретному предмету, причисляется ко всей большей совокупности предметов опреде­ленной категории, то есть классифицируется. Именно классифи­кация обеспечивает надежность правильного указания объекта независимо от его индивидуальных особенностей, не выводящих предмет за пределы класса.

Например, на приведенном рисунке (рис. 5) вы можете уви­деть лицо индейца или фигуру эскимоса около своего жилища в зависимости от смысла и установки на восприятие.

Значение обобщенности состоит в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, кото­рым он написан. Обобщение помогает также предсказывать не­которые свойства, непосредственно не воспринимаемые у дан­ного объекта, но присутствующие у него как представителя это­го класса.

Рис. 5. «Индеец и эскимос»

Восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.

3. Классификация восприятия

В зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии, выделяют: зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, вкусовые восприятия. Однако они редко встречаются в чистом виде. Общепринятой в психологии является классификация, ос­нованная на отражении пространства, времени, движения.

Восприятие движения осуществляется благодаря сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его дви­жение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происходят два явления: смещение объекта по отношению к положению на­шего тела указывает нам на его передвижение в пространстве; мозг же фиксирует движение глаз, следящих за предметом.

В восприятии движения значительную роль, несомненно, иг­рают косвенные признаки, создающие опосредованное впечат­ление движения. Например, если после длительного рассматри­вания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предме­ты, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося па­рохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последова­тельными движущимися образами.

Восприятие пространства включает восприятие формы, вели­чины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удален­ности и направленности, в котором они находятся. Существен­ную роль играет величина изображения предмета на сетчатке глаза и восприятие расстояния, на котором мы находимся от предмета. Восприятие формы оказывается постоянным и устой­чивым. Оно в значительной степени зависит от нашего опыта.

Рис 6. Пространственное восприятие

Перспективное восприятие пространства, выработанное мно­говековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматри­ваемые им картины и фотографии, на которых изображены раз­ноудаленные предметы. На рисунке (рис. 6) коридор кажется объ­емным именно благодаря перспективе: он уходит вглубь.


Восприятие времени зависит от ритмической смены возбуж­дения и торможения. Время, занятое интересной мотивирован­ной деятельностью, кажется короче. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и после­довательности времени (биологические часы). В восприятии времени выделяют два аспекта: субъективный, который связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что в свою оче­редь, зависит от заполнения данного периода времени события­ми и их эмоциональной окрашенности; объективно-условный — связан с объективным течением событий и порядком следования условно-договорных точек отсчета (единицы измерения длины, массы и т. п.) или интервалов времени.

4. Индивидуальные различия в восприятии

Восприятие во многом зависит от особенностей восприни­мающего субъекта. Воспринимаемый образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку из­бирательность восприятия при формировании конкретного об­раза детерминирована его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, что и определяет уникальность и эмо­циональную окраску образа. Зависимость восприятия от содер­жания психической жизни человека, особенностей его личности называют апперцепцией.

Швейцарским психологом Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна (рис. 7) всегда вос­принимаются как что-то осмысленное. При этом человек в за­висимости от индивидуальных особенностей вкладывает свой смысл в содержание увиденного.

Рис. 7. Стимульный материал теста Роршаха

Индивидуальные различия восприятия можно условно класси­фицировать на следующие типы: синтетический и аналитический, объяснительный и описательный, объективный и субъективный. Выделение этих типов основано на установлении соотнесенности сенсорной организации с мыслительными и эмоциональными процессами.

Для людей с синтетическим типом характерно обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не видят их. Люди с анали­тическим типом выделяют при восприятии прежде всего детали, частности. Они нередко затрудняются понять общий смысл яв­лений. Общее представление об объекте, событиях часто подме­няют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, ока­зываясь при этом не в состоянии выделить главное.

Относящиеся к описательному типу восприятия люди ограни­чиваются фактической стороной того, что видят и слышат. На­против, люди, принадлежащие к объяснительному типу, пытают­ся объяснить суть воспринятого явления.

Людям с объективным типом восприятия свойственно строгое соответствие воспринятого тому, что происходит в действитель­ности. Имеющие субъективный тип восприятия привносят свое собственное отношение к воспринимаемому объекту, явлению. Они больше говорят о том, что думали или чувствовали в момент событий, о которых рассказывают.

Большое значение для индивидуальных различий восприятия имеют личностные особенности наблюдательности. Наблюда­тельность — свойство личности, в основе которого стремление и умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предме­тов и явлений. Характерным признаком наблюдательности явля­ется быстрота восприятия малозаметного. Одним из факторов, способствующих развитию наблюдательности, является любо­знательность. Процесс наблюдения — активная форма познания де й ствител ьности.

При определенных обстоятельствах (резких физических, эмо­циональных, психических перегрузках, действии некоторых хи­мических веществ, заболеваниях и др.) наблюдаются нарушения восприятия. Страховые компании располагают статистикой, до­казывающей, что от зрительного образа до реальности — целая пропасть. Сколько раз дерево принималось за продолжение до­роги, а тень от скалы — за поворот? Если посмотреть на рису­нок 8, мы увидим мерцающие точки, хотя они не нарисованы. Данный феномен — иллюзия восприятия, то есть искаженное вос­приятие реально существующего объекта. Образцом психологи­ческих иллюзий может служить переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными (при условии объективного ра­венства длины отрезков), иллюзия железнодорожных путей (ли­ния, расположенная в более узкой части пространства, заклю­ченного между двумя сходящимися прямыми, кажется длиннее) и т. п. Чаще всего иллюзии проявляются в определении разме­ров, параллельности и удаленности, контраста предметов. Пред­мет кажется больше в соседстве с мелкими предметами и мень­ше — рядом с более крупными.

Рис. 8. Эффект мерцающих точек

Наиболее известным расстройством восприятия являются галлюцинации — мнимое восприятие. Человек во власти галлю­цинаций воспринимает отсутствующие в реальности объекты как реально существующие.

5. Развитие восприятия и наблюдательности у детей

Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в со­стоянии воспринимать действительность в виде целостной пред­метной картины. По мнению Б.М. Теплова, признаки предмет­ного восприятия проявляются в раннем младенческом возрасте (в два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается воз­растание случаев фиксации взора на предмете. Общение взросло­го с ребенком способствует развитию восприятия. У детей до­школьного и младшего школьного возрастов в процессе игры и обучения формируется целостное восприятие, однако ребенок плохо схватывает детали, восприятие основывается на случайных признаках.

В процессе обучения ребенка развитие восприятия проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекват­ного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. Обуче­ние в школе влияет на развитие способности различать, сопос­тавлять, сравнивать свойства воспринимаемых объектов без ка­ких-либо действий или движений.

Для развития восприятия детей необходимо учить:

• рассматривать объект в определенной последовательности;

• отделять главное от второстепенного;

• при неправильном восприятии учебного материала уточ­нить, что именно из прежнего опыта мешает правильному восприятию;

• побуждать обращать внимание на конкретные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать различие и сходство, замечать связи и отношения.

Важно помнить, что наблюдательность — не врожденное ка­чество, оно вырабатывается практикой и упражнениями. Для са­мостоятельного развития рационального восприятия целесооб­разно:

• ясно и четко формулировать цели, выбирать существенную информацию;

• максимально использовать все органы чувств, в первую очередь зрение и слух, а также анализаторы запаха, вкуса, осязания;

• воспринимать информацию, используя уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необхо­димо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс вос­приятия более интенсивным, размышлять о том, что уже извест­но о воспринимаемой информации. Развитое восприятие помо­гает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физ.раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие правильнее обозначать как перцептивную деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с кот мы сталкиваемся в реальной жизни. Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков основных признаков с одновременным отвлечением от несущественных.

При некоторых патологических состояниях, при психический и нервных заболеваниях, перцептивные процессы могут нарушаться. Нарушения ощущений и восприятий могут быть количественными и качественными. К количественным нарушениям ощущений и восприятий относятся: нарушение темпа восприятия, гиперестезия, гиперпатия, гипопатия, гипестезия, анестезия. Они могут проявляться в деятельности различных органов чувств. К качественным расстройствам ощущений относятся извращения ощущений, в частности, такие, как паросмия (извращение обонятельных ощущений) и парагевзия (извращение вкусовых ощущений), которые трудноотличимы от обонятельных и вкусовых иллюзий и галлюцинаций. Наблюдаются они при инфекционных, интоксикационных психозах, в частности, типичны при отравлении тетраэтилсвинцом (Равкин И.Г., 1948), при энцефалитах, постгриппозных астениях, в постприпадочных состояниях при эпилепсии, при отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы. К этой же группе перцептивных расстройств относятся парестезии. Это своеобразные неприятные, тягостные протопатического характера тактильные ощущения типа ползания «мурашек», покалывания. К перцептивным расстройствам относятся также сенестопатии – необычные, ранее небывалые, элементарные ощущения в различных частях тела («стягивание, сжатие, переливание, вздутие, лопанье, перемещение» и тому подобные), пассивно захватывающие больного, недостаточно дифференцированные, недоступные четкой вербализации, крайне тягостные и мучительные, сопровождающиеся уверенностью в их реальности. Существуют и такие отклонения восприятия, которые могут наблюдаться у вполне здоровых людей. Расстройства восприятия можно разделить на 3 группы: Иллюзии – это искаженное восприятие реально существующего предмета. Физические – объясняются объективными физическими закона им и не зависят от самого человека. Физиологические – заключаются в особенностях устройства и деятельности органов чувств. Психические – связаны с различными психическими состояниями человека. Психические иллюзии наблюдаются при состояниях расстроенного сознания, у маниакальных больных, при депрессиях, при психозах. Галлюцинации – это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушения психической деятельности видит, слышит, ощущает то, чего в реальной действительности не существует. Истинные галлюцинации – характеризуются чувственной яркостью, они развертываются в реальном пространстве того или иного анализатора. Ложные галлюцинации (псевдогаллюцинации) - нет полной чувственно-телесной яркости образов, это сближает их с представлениями. Зрительные и слуховые галлюцинации делятся на: Простые: 1. Фотопсии – восприятие вспышек света, искр, звездочек. 2. Акоазмы – восприятие звуков, шума, треска, плача. Сложные: Вербальные – восприятие членораздельной речи. Рефлекторные галлюцинации – воспринимаемые реальные образы сопровождаются появлением сходного с ними галлюцинаторного.

Адлер А., утверждал, что всякий раз, исследуя этот психический орган, мы обнаруживаем, что он не просто реагирует на внешние и внутренние воздействия, но и действует сам по себе, постоянно подготавливая поступки и поведенческие акты индивида. Он не исчерпывается одной только волей, но наряду с этим представляет собой планомерное упорядочивание возбуждения, осознанное и бессознательное осмысление этого возбуждения и его связей с миром, предвосхищение и управление желанием в соответствующем для индивида направлении.

Патопсихологическое исследование включает в себя: беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого. Сенсорная возбудимость, пробы Ашафенбурга, Рейхарда, Литмана. Нарушения восприятия в меньшей степени, чем расстройства других сфер психической деятельности, поддаются патопсихологической оценке. Это связано с субъективным характером переживания нарушений восприятия. При исследовании восприятия выявляются скрытые расстройства. В пробе Ашафенбурга обследуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети. В пробе Рейхардта обследуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано. В пробе Липмана после надавливания, на веки обследуемого предлагается сказать, что он видит. Эти пробы направлены на выявление галлюцинаторных или иллюзорных образов. При анализе проб нельзя исключать возможное внушение галлюцинаторных феноменов. Расстройства сенсорного синтеза – нарушения процесса синтеза, интеграции сенсорной информации в ходе восприятия.

1. Дереализация – нарушение сенсорного синтеза информации, которая поступает из внешнего мира.

А) Макропсия - увеличение признаков предмета.

Б) Микропсия – уменьшение.

В) Поропсия – нарушается оценка расстояния.

Г) Дисмегалопсия – расстройство восприятия в виде удлинения, расширения, скошенности, перекрученности вокруг оси окружающих предметов.

2. Расстройства схемы тела – нарушение восприятия собственного тела, своеобразных ощущений увеличения или уменьшения веса, размеров всего тела или его частей.

А) Синестопатии – разнообразные неприятные, трудно поддающиеся больным описанию ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие образы.

Б) Соматоагнозия – расстройство узнавания частей собственного тела. пальцевую аутотопагнозию (утрата способности узнавать и показывать пальцы на своей руке и руке другого человека при поражении левой теменной доли); аутотопагнозию позы (при поражении верхне-теменной области левого полушария), аутотопагнозию половины тела (при поражении верхне-теменных структур) и нарушение ориентировки в правом-левом (при поражении левой теменной доли у правшей).

В) Симптом Фреголи – нарушение узнавания окружающих больного лиц, вследствие быстрого намеренного изменения ими внешности.

Г) Синдром Капгра – нарушение узнавания и идентификации знакомых людей с наличием убежденности в том, что окружающие являются двойниками, близнецами знакомых людей или загримированными под них.

Д) Деперсонализация – искаженное восприятие собственной личности в целом.

ТЕМА 2.2 Внимание

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение, так как оно включено во все психические процессы и психические состояния человека. Находясь под по­стоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы заме­чаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется на­шим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памя­тью, становится содержанием размышлений.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания

человека на определенных объектах при одновременном от­влечении от других.

Внимание — это процесс бессознательного или сознательно­го отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Избирательно направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внима­ния. В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека (имя, имена близких), лег­че извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены ме­ханизмы внимания.

Отечественный психолог П. Я. Гальперин выдвинул следую­щую трактовку внимания:

1) оно является одним из видов ориентировочно-исследова- тельской деятельности;

2) по своей функции оно представляет форму контроля за содержанием деятельности;

3) не имеет отдельного особого результата;

4) все конкретные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека име­ет рефлекторный характер. Развивая это положение, И. П. Пав­лов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориенти­ровочного рефлекса. Большое значение имеет принцип доминан­ты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие «доми­нанта» обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направлен­ность.

В последнее время исследователи физиологических механиз­мов внимания отмечают большую роль нейрофизиологических процессов в его динамике. В частности выявлено, что у здоро­вых людей в условиях напряженного внимания возникают изме­нения биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. В клетках головного мозга закодирована информация о различных свойствах предметов, и в зависимости от возникаю­щих потребностей организм сосредоточивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней.

Таким образом, внимание — направленность и сосредото­ченность сознания на каком-либо реальном или идеальном объ­екте, оно вызывает повышение уровня сенсорной, интелл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: