Сущность внутрифирменного предпринимательства состоит в организации в крупнейших компаниях (корпорациях) внутрифирменных рискованных предприятий на основе предпринимательской инициативы в целях эффективного использования ресурсов и достижения внутренними предпринимателями высоких конечных результатов.
Внутрифирменное предпринимательство может развиваться при соблюдении следующих условий:
- свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательского проекта;
- самостоятельный выход на рынок с законченными продуктами труда;
- возможность проведения собственной кадровой политики
и особой мотивации работников, необходимых для реализации собственного предпринимательского проекта;
- распоряжение частью прибыли, полученной от реализации личного проекта;
- принятие на себя части риска при осуществлении проекта.
Основополагающим является принцип, что предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Следовательно, внутренний предприниматель (интрепренер) должен быть поступательно нацелен на реализацию своей личной идеи, на достижение конкретного конечного результата.
|
|
Но руководство фирмы (корпорации) для развития внутреннего предпринимательства должно создать своего рода сеть для поддержки интрапредприятий, специальные структурные подразделения – венчурные группы, отделы нововведений и др.
Первое слагаемое создаваемой сети – формирование финансового обеспечения рискованных проектов внутрифирменных предпринимателей.
Как показывает зарубежная практика, это могут быть общекорпоративные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, самостоятельные средства внутренних подразделений, специальные фонды для финансирования рискованных проектов.
Внутрифирменный предприниматель должен убедить руководство корпорации (фирмы) в экономической выгоде осуществления своего проекта, разработав свой бизнес-план. Отдельные фирмы разрешают внутренним предпринимателям выпускать собственные акции (своего внутрифирменного рискованного предприятия) и продавать их внутри фирмы. Правда, по российскому законодательству, акции могут выпускать только акционерные общества. Прообразом организации внутрифирменного предпринимательства на российских фирмах можно считать организацию арендного подряда, организацию внутреннего хозрасчета.