Трудные вопросы орфографии

1) Работа над словами с непроверяемыми орфограммами.

Обычно для запоминания непроверяемых слов в методике орфографии используют следующие методы: послоговое орфографическое проговаривание слова, многократная запись слова, этимологический анализ, составление таблиц с непроверяемыми орфограммами, подбор однокоренных слов.

Послоговое орфографическое проговаривание опирается на речедвигательную память. Слово чётко по слогам произносит сначала учитель, а затем ученики хором (ко-ри-дор).

Многократная запись слова использует возможности моторной памяти (целесообразно писать одно и то же слово 4-5 раз).

Подбор однокоренных слов увеличивает количество усваиваемых слов. Слова лучше записывать столбиком, одно над другим.

Таблицы нужно постараться составлять на одну орфограмму (воробей, ворона, сорока). Таблицы можно вывешивать в классе на или дома на две-три недели.

Этимологический анализ можно применять только в том случае, когда имеется простая этимология, понятная для детей, или исходное слово имеет ударную гласную в корне слова.

Все предложенные методы проводятся один за другим. Слово записывается учителем на доске, детьми – в тетради, выделяется корень и подчёркивается непроверяемая орфограмма. Ниже делается запись слова по слогам. Далее учитель проговаривает слово по слогам, затем ученики (два-три раза). После этого слово записывается четыре-пять раз, подбираются однокоренные слова и записываются в столбик. Этимологический анализ проводится, если это необходимо и возможно.

Одним из очень трудных вопросов орфографии является написание н и нн.

Написание двойных согласных букв в корне определяется в словарном порядке: антенна, тоннель, норманны, финны, колонна и др. Если в каком-либо слове после двойных согласных корня следует суффикс, то нн может не писаться: фи нн ы, но фи н ский.

Особенно трудным является написание н и нн в отглагольных прилагательных, соотносительных с причастиями.

К таким словам относятся две модели: 1)модель с суффиксами –енн- и –нн-: - страдательные причастия, образованные от приставочных глаголов совершенного вида и прилагательные причастного происхождения (с глагольными приставочными основами): обмолоченный, ограниченный, сморщенный, отпечатанный, смещённый, освобождённый и т.д.; - существительные, образованные от этих прилагательных и причастий: приспособленность, ограниченность, размягчённость и т.д.; - страдательные причастия, образованные от бесприставочных глаголов совершенного вида: рождённый, лишённый, брошенный и др.; страдательные причастия, образованные от бесприставочных глаголов совершенного и несовершенного вида на –овать, -евать, а также прилагательные такого происхождения: организованный, эрудированный, полированный; - существительные, образованные от таких прилагательных и причастий: разочарованность.

Вторая модель с суффиксами –ен-, -н-. Сюда относятся отглагольные прилагательные причастного происхождения, образованные от глаголов несовершенного вида: клееный, копчёный, крашеный, варёный и др.

Трудности написания связаны с тем, что близость морфологического строения причастий и прилагательных привела к сближению их написания и произношения. Орфографию смешали благодаря близкому произношению и потому, что близость морфологического состава затрудняла быстрое отграничение одних форм от других (ср. казённый и казнённый, распущенный, священный, ограниченный, мгновенный, мысленный, медленный). Поэтому причастия стали писать как прилагательные с нн.

В кратких формах страдательных причастий такого смешения не произошло, т.к. не все прилагательные образуют краткую форму и такого натиска на причастия не было. Краткие формы причастий остались с одним н, а прилагательных – с двумя нн: казнённый – казнена, туманный – туманна.

Сложность ещё заключается в том, что опора на зависимые слова не является надёжной. Некоторые пояснительные слова могут употребляться и при прилагательном и не сигнализировать, что перед нами причастие: ср. явно крашеные усы (модальное слово), сапоги, больно уж драные (наречие степени качества). В то же время причастия могут не иметь при себе зависимых слов: Раненные, сломленные, мы шли и нас никто не обгонял (первое обособление способствует проявлению причастных свойств у слова раненные).

И всё-таки в большинстве случаев наличие пояснительного слова указывает на причастие и требует написания нн.

Чтобы как-то помочь усвоить написание таких слов можно:

1)Сначала познакомить учеников с причастиями от глаголов несовершенного вида, которые не имеют соотносительных форм прилагательных (они всегда с зависимыми словами, или они подразумеваются, можно подставить кем?): баюканные, виденный, говоренный, слышанный, хранённый, танцованный, строенный, лелеянный, мученный, пытанный, готовленный и др.

Далее можно познакомить детей с соотносимыми формами, когда причастия и прилагательные соотносятся с разными значениями одного и того же глагола: играные карты – игранный мною, писаная красавица – писанное по-французски.

После этого детям станет понятнее существование пар, когда причастие и прилагательное соотносятся с одним значением мотивирующего глагола: вязаная кофта и кофта, вязанная мамой, варёный картофель и варённый вчера картофель и др.

7.Предупреждение орфографических ошибок.

Ошибки, которые допускают ученики, весьма различны по своему характеру. К наиболее распространённым относятся:

1.а)безударных гласных в корне, проверяемых и непроверяемых: ст а ловый, ст а рана; мат и матика, в а кзал;

б)гласных после шипящих и ц: ж ы лище, ш о пот, ц ы рк;

в)двойных согласных: ко рр идор, тера сс а, иску сс но, иску с тво;

г)звонких и глухих в конце и середине слова: озно п, фля ш ка;

д)твёрдых и мягких согласных: кос ь ть, скр ы пит, бан ь тик;

е)разделительных ь и ъ: об ь езд, зая чи м.

2.В правописании приставок:

а)приставок на з-: бе з крайний;

б)пре- и при-: при бывание, при одолеть, пре крытие;

3.В правописании частей речи:

а)существительных: в падежных окончаниях: у сестр е, к тёт и, ключ ём; суффиксах: зёрн ушк о, плать ец е; ь после шипящих: тучь, рож, ключь;

б) прилагательных: в окончаниях: в красным платье; в суффиксах: песчанный, глиненый;

в) числительных: восми, сем, одинадцать;

г)местоимений: некакой, ниукого;

д)глаголов: ходет, знаеш, умываеться;

е)наречий: навзнич, по немногу, по прежнему, сново и др.

В методике орфографии имеется два понимания сущности предупреждения ошибок: предупреждает вся вся система работы по орфографии (Н.Н.Алгазина, Л.К.Назарова) и непосредственное предупреждение ошибок в отдельных словах перед выполнением тех или иных письменных работ (М.Т.Баранов)

Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок имеет две формы: самоконтроль учащихся за выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа.

Самоконтроль ученика – это намеренное перечитывание учеником написанного, чтобы найти ошибки и исправить их. Самоконтроль развивается путём послогового проговаривания, путём сравнения написанного и печатного текста, проверка написанного по словарю; путём морфемного членения слова, чтобы найти орфограммы в выделенных частях слова.

Послоговое проговаривание вместе со зрительным восприятием помогает найти ошибки и описки. Оно используется как при списывании, так и при диктанте. Полезно оно и при проверке изложений и сочинений.

Пословное сравнение написанного с текстом, конечно, применяется при списывании. При проверке можно идти от написанного к тексту или наоборот от текста к написанному.

Проверка написанного при помощи словаря полезна при выполнении любых работ. Конечно, по словарю следует проверять не каждое слово, а только отдельные орфограммы.

Членение слова на морфемы полезно тогда, когда ученик сомневается в правильности написания букв в отдельных частях слова.

Вводить приёмы самоконтроля следует не сразу, а постепенно.

Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок организуется учителем перед выполнением упражнений и перед контрольной работой. В качестве упражнений, предупреждающих орфографические ошибки, используются зрительные и предупредительные диктанты, работа с орфографическим словарём.

Можно провести повторное выполнение упражнений, особенно в слабом классе. Такая работа может вестись двумя способами: полностью использовать старое упражнение, но с другими целями или использовать только лексику из старого упражнения для словарно-орфографической работы. Выполнять повторную работу можно через 3-4 урока, когда навык написания слов начинает угасать. Упражнения должны носить характер систематизации или содержать различные орфограммы.

8. Учёт, анализ и классификация орфографических ошибок.

Учёт ошибок необходим для нормальной организации занятий, для определения степени грамотности или успеваемости учащихся по русскому языку вообще, организации работы над ошибками.

Учёт ошибок предполагает их анализ и классификацию по определённым признакам. Конечно, ошибки бывают очень неоднородны по своему составу. Чтобы их устранить, нужно устранить их причину. А разные причины устраняются разными методами и приёмами. В связи с этим говорят о дифференцированном подходе к орфографическим ошибкам.

Учёт ошибок производится в двух планах: а) количественный и качественный; б) общий (по отношению ко всему классу, ко всей параллели) и индивидуальный (по отношению к отдельным ученикам).

Количественный учёт состоит: а) в подсчёте общего количества ошибок, допущенных классом в целом и отдельными учениками; б) в установлении среднего количества ошибок на ученика (?).

Качественный учёт предполагает анализ ошибок по существу (на пройденное или непройденное правило, грубые или менее значительные, просто описки и т.д.), группировать их по какому-либо признаку: по месту в слове, причине их появления, по характеристике нарушенного правила.

Разные методисты предлагают разные классификации ошибок. Наиболее целесообразная из общих классификаций ошибок – классификация в зависимости от нарушения принципа написания (фонемного, фонетического традиционного и дифференцирующего).

Кроме такой общей классификации ошибок, можно использовать частные классификации: а) по месту в слове: в корне, в приставке, в суффиксе; б) в приставке: на з-; по-, под; над-, на-, за_; пре- и при-; в сочетаниях сб, сг, сд, сж.

Такие схеме составляются на основе индивидуального учёта ошибок отдельных учеников.

Индивидуальный учёт ошибок можно вести в личных листах, которые заводятся на ученика, или на каждое правило отводится страничка, куда заносятся фамилии учеников, допускающих ошибки на определённое правило. В карточках записываются также слова, на которые упорно допускаются ошибки. Такой учёт ошибок даёт возможность обеспечить индивидуальную работу над ошибками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: