Основные, или ведущие, черты, которые задают общую направленность развитию всего комплекса.
Второстепенные – иногда зависят от основных, а иногда конфликтуют с ними.
Если основные и вторичные черты гармонируют, то личность цельная, если не гармонируют – противоречивая.
Черты характера как отношение личности – это индивидуально-своеобразные психологические свойства, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам. Эта категория черт характера проявляется двояко. С одной стороны, как своеобразие эмоциональных переживаний, с другой стороны – как своеобразие способов и качеств действия. К ним может относится робость, застенчивость.
Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д.
|
|
Черты, отражающие отношение человека к деятельности – имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т. д.).
Черты, отражающие отношение к людям – при этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др.
|
|
Черты, отражающие отношение человека к самому себе - с этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека.
Эти 4 группы черт характера взаимосвязаны между собой.
Ананьев: «Со стороны своего жизненного содержания каждая черта характера представляет собой отношение личности к окружающей действительности, но не всякое отношение становится чертой характера. Чертой характера становится лишь существенное отношение. Это укоренившееся отношение к труду, людям и т.д.»
Черты характера как побуждение. Многие черты характера – это глубокие и активные побуждения, проявляющиеся в склонностях к различным способам действий для достижения цели. Это побуждающая сила черт характера. Она проявляется через такие черты как: склонность к риску, боязнь неудач, инициативность, осмотрительность.
Мотивационные черты побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.
В зависимости от преобладающего влияния тех или иных сторон психики на отношения и деятельность человека можно выделить такие черты характера как:
|
|
|
Свойства структуры характера:
1. Сила – слабость
2. Устойчивость – ситуативность (чрезмерная пластичность)
3. Цельность – противоречивость
Структура характера – это единство:
Устойчивого и динамичного
Врожденного и приобретенного
Индивидуального и типичного