Тема: Психологическая коррекция семейных отношений
4ч. (оз 2ч.)
План
1.Понятие о психокоррекции семейных отношений.
2. Жизненный цикл семьи.
3. Проблемы коррекции детско-родительских отношений.
Психокоррекция семейных отношений — особая форма психологического воздействия, ориентированная на решение проблем во взаимоотношениях, преодоление семейных конфликтов, построение функциональных отношений, в основе которых лежит правильно организованная иерархическая система. Различают психокоррекцию супружеских отношений и семейную психокоррекцию.
Супружеская психокоррекция может проводиться и как самостоятельный вид психологической помощи и как один из этапов психокоррекции семейной. Наиболее частыми причинами проблем в супружеских отношениях являются:
1) различное представление супругов о распределении
ролей в данном виде отношений («Кто в доме хозяин?»);
2) различное представление супругов о способе выраже
ния чувств («Дарит цветы — любит, не дарит — не лю
бит»);
|
|
3) неоправданные ожидания в интимно-личностной сфере
(«Я думала (думал), а оказалось...»);
4) неоправданные ожидания на бытовом уровне (мате
риальное благосостояние, социальный статус, жилищные
условия).
Все перечисленные причины в своей основе, как правило, имеют отсутствие уважения друг к другу и принятия себя как личности у каждого из супругов. Отсутствие самоуважения вследствие глубоко скрываемой низкой самооценки (страх непринятия) приводит к неискренности в
отношениях с другими и подмене истинных чувств на стереотипные способы их выражения (то есть чувства подменяются социально значимыми ценностями). Общепринятые догмы выступают как кривое зеркало, искажая личность партнера. Таким образом, главное, что должны достигнуть клиенты для нормализации супружеских взаимоотношений в процессе коррекции, — это:
1) «увидеть» себя;
2) принять себя;
3) «увидеть» друг друга;
4) принять друг друга;
5) научиться разговаривать друг с другом, выражая свои
мысли и чувства партнеру понятным для него образом.
В семейной психокоррекции объектом психологического воздействия выступает семья, воспринимаемая как единое целое, включающее в себя не только непосредственно супругов и их родственников, но всех значимых близких. Как самостоятельный вид психологической помощи семейная психологическая коррекция не имеет широкого распространения. Отличие семейного консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни и акценте на анализе ситуации, способов родительского взаимодействия, поиске личностных ресурсов и способов решения проблемы. Соответственно, семейную психокоррекцию, от данных видов помощи, будет отличать направление психологического воздействия, акцентированное на приведение семейныхотношений к соответствию определенной норме, основанной на социокультурологи ческих особенностях конкретно взятой семьи. Как и семейное консультирование, и семейная психотерапия, семейная психокоррекция может осуществляться в рамках любого из теоретических направлений.
|
|
Основные понятия данного психокоррекционного направления: «семья», «семейный миф», «семейный гомео-стаз», «выделенный пациент», «иерархия», «жизненный цикл семьи». Семья — меняющаяся группа людей, включающая в себя родителей, детей, родственников, значимых близких; имеющая иерархическую систему, определенный цикл развития, стереотипные паттерны поведения. Следует обратить внимание, что в психологическом смысле понятие «семья» шире, чем в юридическом и бытовом, поскольку включает в себя не только людей, связанных кровным родством, но и значимых близких для всех или некоторых членов семьи. Значимые близкие — люди, не имеющие кровного родства с представителями данной семьи, но в силу своих эмоциональных отношений со всеми или отдельными членами данной семьи, влияющие на развитие и характер взаимоотношений внутри семьи. Семейный миф — термин, предложенный Феррей-рой в 1966 году и означающий «определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях»79. Как синоним данного понятия могут применяться «верования», «убеждения», «семейное кредо», «наивная семейная психология» и другие. Те специалисты, которые работают с семьями, имеют дело с семейными трудностями. В 1954 году Джексон80 ввел термин «семейный гомеостаз». Согласно данной концепции семья действует таким образом, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие. Члены семьи способствуют сохранению данного равновесия скрытыми и, часто, неосознаваемыми для себя способами. Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических, предсказуемых паттернах коммуникации в семье. Когда гомеостаз оказывается под угрозой вследствие стремления к изменению существующего положения вещей наиболее страдающим членом («выделенный пациент») данного гомеостаза, остальные его участники прилагают усилия к его сохранению. Выделенный пациент — «это член семьи, на которого наиболее заметно повлияли затрудненные супружеские отношения, и на нем больше всего отразилось расстройство в родительском воспитании»81. Симптоматическое поведение выделенного пациента служит сообщением об искажении собственного развития в целях облегчения существующих трудностей во взаимоотношениях родителей. Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза, в свою очередь гомеостаз родительской семьи каждого из супругов влияет на их супружеские взаимоотношения. Таким образом, брачные отношения — это не просто взаимоотношения двух людей, оказавших предпочтение друг другу, но соединение двух семей в ситуации явного и скрытого взаимовлияния, в результате которого формируется, функционирует и развивается сложная сеть подсистем. Мюррей Боуэн (Murray Bowen), в частности, пишет: «Когда между родителями есть эмоциональная близость, то они не могут выбрать неправильный подход к воспитанию пациента. Пациент хорошо реагирует на твердость, мягкость, наказание, «разговоры начистоту» или на любые другие воспитательные меры. Когда родители «эмоционально разведены», никакая воспитательная мера не приносит успеха»82.
В основе проблем в супружеских и семейных взаимоотношениях, как правило, лежат нарушения в иерархической системе. Иерархия. В любой структуре существует иерархия. Насколько она четко прописана, насколько ее признают все члены структуры, зависит, насколько будет успешным функционирование данной структуры. Существует три основных типа взаимоотношений:
|
|
♦ взаимоотношения партнерские («на равных»);
♦ комплементарные (дополняющие);
♦ метакомплементарные (когда главный претворяется
(часто неосознанно), что главным является не он, а
другой, выступающий на самом деле в роли подчиненного).
Кроме того, при анализе ситуации специалисту необходимо учитывать жизненный цикл семьи.
Жизненный цикл семьи — определенные этапы развития семейных отношений от начала до стабилизации или распада.
Этапы развития семейных отношений:
♦ период ухаживания;
♦ вступление в брак;
♦ рождение и воспитание детей;
♦ выход детей из семьи (обретение ими самостоятельности и/или создание собственной семьи);
♦ выход обоих супругов на пенсию.
Следует помнить, что семья может прекратить свое существование (развод) или претерпеть видоизменение (например, смерть кого-либо из супругов) на любом из приведенных выше этапов.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
Период ухаживания — вступление молодого человека или девушки на новую ступень в иерархической системе общества, характеризующийся установлением статусных отношений с другими и выбором партнера. В данном периоде, как и в любом периоде, существует фактор риска, выражающийся в формировании ощущения собственной ущербности в случае неуспешного или несвоевременного прохождения данного периода по сравнению со сверстниками. По сути, данный период является своеобразной церемонией инициации, цель которой — обретение зрелости, независимости, освобождения от опеки родительской семьи и подготовка к созданию семьи собственной.
Вступление в брак — ритуал, являющийся важным разделительным рубежом, отделяющим и символизирующим переход на новый уровень взаимоотношений как с избранником, так и с родительской семьей и обществом в целом. Проблемы в супружеских взаимоотношениях мо-
|
|
гут начаться с момента заключения брака и определяются как причинами, по которым был заключен брак, так и несогласованностью представлений молодоженов о том, каким должен быть брак. Причины, негативно влияющие на начало семейной жизни:
♦ стремление вырваться из-под опеки родителей;
♦ стремление определить свою независимость;
♦ желание самоутвердиться;
♦ стремление поднять свою самооценку;
♦ эмоциональная зависимость от родительской семьи
одного или обоих супругов;
♦ несоответствие представлений о характере супружеских взаимоотношений.
Для того чтобы начало супружеской жизнь не было омрачено, молодым людям, перед началом вступления в брак, необходимо достигнуть соглашения по следующим моментам:
♦ способы общения (с родительскими семьями, сверстниками) («Искусство брака предполагает достижение независимости при одновременном сохранении
эмоциональной связи с родственниками».83);
♦ определение внутрисемейной иерархии (кто будет определять место жительства, чья карьера важнее, кто контролирует и решает материальные проблемы);
♦ определение способов улаживания конфликтных ситуаций (это будет происходить планово, например,еженедельно, когда они будут совместно исследовать
накопившееся недовольство или все «недоразумения»
будут решаться по мере их возникновения).
Рождение и воспитание детей. В случае существования дисфункциональных отношений между супругами сам факт появления ребенка обостряет старые нерешенные семейные проблемы и приносит новые. Так, многие пары начинают ощущать себя попавшими в западню, вследствие осознания невозможности легко прервать отношения, как это было возможно сделать до появления ребенка. У других пар обострение отношений подводит к осознанию не-
прочности брачных уз в принципе. Таким образом, ребенок становится оправданием старых проблем и причиной для возникновения новых, самим своим появлением разрывая старую игру супругов — «интим вдвоем» — и создавая треугольник. Треугольник может просуществовать довольно долго, вплоть до вступления ребенка в юношеский возраст и выхода из родительской семьи, поскольку ребенок в данном случае выступает в роли посредника.
Рождение ребенка ставит новые задачи, которые должны быть решены супругами совместно с родительскими семьями:
♦ пересмотр соглашения о визитах;
♦ выбор имени будущему ребенку, устраивающее все
семьи;
♦ выбор ответственного за воспитание ребенка;
♦ определение кто и как будет помогать в процессе
воспитания.
Часто до рождения ребенка некоторые родственники рассматривают данный брак как временное явление. Ожидание ребенка обостряет внутриклановые конфликты. Рождение дефектного ребенка наводит подозрение на всех и используется как оружие в клановой борьбе.
В результате выхода детей из семьи (обретение ими самостоятельности и/или создание собственной семьи) многие супруги «обнаруживают», что им «нечего сказать друг другу», что их ничто не связывает и не связывало, кроме заботы о детях. Оставшиеся родители вновь оказываются наедине друг с другом и своими нерешенными проблемами. Брак снова оказывается под угрозой и может на этот раз распасться, что, как правило, воспринимается особенно трагично на фоне его продолжительности (18-20 лет). Существование такого брака может спасти появление внуков.
Выход обоих супругов на пенсию. Выход на пенсию одного из супругов может внести в отношения относительную гармонию, поскольку «освободившийся» супруг способен теперь больше времени посвящать заботе о работающем супруге. Ситуация обостряется, когда они оба, достигнув пенсионного возраста, оказываются вынужденными проводить по двадцать четыре часа друг с другом.
Нарушение взаимоотношений родителей и детей может быть обусловлено различными факторами, которые можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести материально-бытовые условия, состав семьи (полная, неполная семья, количество детей). К внутренним факторам следует отнести ценностные ориентации семьи; уровень педагогической культуры родителей, личностные особенности родителей.
Особые трудности в процессе психокоррекции детей и подростков с нарушениями поведения вызывают неправильные, искаженные родительские установки на проблемы ребенка. К сожалению, большинство родителей ориентируются на отдельные симптомы нарушения поведения подростка. Например, мать жалуется на то, что сын «без спросу берет чужое, ворует», и просит психолога помочь ребенку избавиться от этого. Такой формальный, поверхностный взгляд на проблемы ребенка формирует у некоторых родителей потребительское отношение к психологической помощи, и такие родители ответственность за результат помощи ребенку полностью возлагают на психолога.
Коррекция подобной позиции родителей, изменение их установки в отношении к психокоррекционному процессу и собственной роли в нем является принципиальным положением при построении психокоррекционной программы.
Перед психологом стоит задача переориентации внимания родителей с отдельного симптома на личность ребенка в целом. Это достигается в процессе направленных бесед с родителями с обязательным знакомством их с результатами психодиагностических данных, а также в процессе совместных занятий с детьми, организация которых обеспечивает личностный рост каждого участника за счет приобретения нового уникального опыта социального взаимодействия.
Семейную психокоррекцию рассматривают как комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений детей (подростка), а также на решение актуальных психотравмирующих проблем, обусловленных нарушенными семейными отношениями.
Учитывая сложную многоуровневую структуру поведенческих нарушений у подростков в связи с проблемами семейного воспитания, мы выделили следующие блоки психокоррекционной работы с подростком и его семьей: гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный и реконструктивный (Мамайчук И. И., 1984; Чавес, 1992).
Основной целью гностического блока является формирование у подростков и их родителей адекватного представления о своих личностных особенностях, своих переживаниях и потенциальных возможностях и стилях семейного воспитания. Этот блок является чрезвычайно важным в психокоррекционном комплексе.
Внутри этого блока мы выделяем следующие фазы:
1. Первичная психодиагностика (анализ родительских жалоб и особенностей их поведения).
2. Психологическая диагностика родителей и подростка с использованием игровых методов психокоррекции.
Знакомство с родителями и подростком начинается с первой встречи, в процессе которой психолог выслушивает жалобы родителей, а также составляет впечатление о них и подростке на основе их поведения и характера общения с психологом. Эти два источника информации являются основными диагностическими данными в рамках первичной психодиагностики.
Психолог должен обратить особое внимание на мотивацию обращения к нему. Традиционно выделяются три основные мотивационные ориентации у родителей:
1. Деловая ориентация, которая существует в двух формах:
а) адекватная деловая ориентация, когда родитель искренне заинтересован в решении своей проблемы и полностью доверяет психологу;
б) неадекватная деловая ориентация отличается от предыдущей тем, что родитель преувеличивает возможности психолога. Например: «Вот он позанимается, будет всегда послушным, продолжит посещать школу, пойдет в учебное заведение, куда я хочу и пр.»
2. Потребительская ориентация, когда родители все свои проблемы перекладывают на консультанта-психолога и ориентированы на их быстрое решение.
3. Игровая ориентация, когда родители обратились к психологу не с целью решения своих проблем, а с целью установить определенные отношения с ним, проверить его компетентность. Такая ориентация встречается у родителей, которые проявляют большой интерес к психологии, считают себя «специалистами» в этой области. С такой ориентацией родителей сталкиваются и молодые специалисты, и известные профессионалы. Например, материально обеспеченные родители считают обязательным проконсультироваться у крупного светила, чтобы потом всем рассказать, что они консультировались «у самого». Как правило, у родителей с «игровой мотивацией» нет серьезных жалоб на подростка.
Нередко родители обращаются к психологу с готовой моделью желаемого результата и настаивают на ее осуществлении. Например, родители обращаются к психологу с просьбой оценки интеллекта ребенка. «Обследуйте его и докажите, что он может обучаться по массовой программе». В таких случаях психолог всегда сталкивается с принципиально важной задачей: точно и адекватно оценить истинное содержание и значение таких жалоб и просьб. Каждый из таких случаев требует кропотливого анализа, позволяющего психологу понять неосознаваемые родителями мотивы обращения к специалисту.
На данном этапе психологической коррекции психолог должен эффективно оценить содержание жалоб родителей на подростка.
Опыт нашей многолетней работы показывает, что при обращении к психологу наблюдаются следующие варианты жалоб на подростка:
— жалобы на особенности поведения подростка;
— жалобы на плохую успеваемость в школе;
— жалобы на особенности эмоционального развития подростка (страхи, тревожность, нервозность, неустойчивый сон);
— жалобы на индивидуальные психологические особенности (замкнутый, лживый, сверхобщительный, странный и пр.);
— жалобы на отклонения в поведении (убегает из дому, ворует, лжет, прогуливает школу и пр.).
Среди жалоб нередко встречаются необоснованные, которые можно разделить на две категории: частично необоснованные и абсолютно необоснованные жалобы. Частично необоснованные жалобы, как правило, обусловлены психологической безграмотностью родителей. Например, родители подростка жалуются на его плохое поведение в школе, плохую успеваемость ребенка в связи с предвзятым отношением учителей к нему или частыми встречами сына с отцом, который ушел из семьи. В случае абсолютно необоснованных жалоб нередко возникает вопрос о психологических особенностях самих родителей, и их жалобы на подростка могут быть своеобразной проекцией своих личностных проблем. Например, родитель жалуется, что подросток «ворует деньги из дома», чего нет в действительности, и сама жалоба может являться отражением неадекватного родительского отношения к подростку.
По направленности можно выделить два вида жалоб: жалобы, направленные на конкретный субъект, например на подростка, на учителей и т. п., и содержательные жалобы на нарушение развития, на поведение ребенка, на особенности его межличностных контактов и пр.
Нередко можно столкнуться со скрытым содержанием жалоб родителей на подростка. Например, мать рассказывает, какой тяжелый характер был у ее мужа, отца подростка, однако конкретных жалоб на подростка мать не высказывает. Это может быть обусловлено неподготовленностью родителя к беседе с психологом, волнением, нежеланием раскрываться перед психологом. Важным является правильно поставленный вопрос психолога с целью перевода скрытого содержания жалоб в явное. Это способствует формированию положительного отношения родителей к специалисту.
Эффективность информации при первой встрече в значительной степени зависит не только от правильно поставленных вопросов, но и от умения психолога анализировать спонтанные высказывания в ходе общения психолога с родителями и родителей с ребенком.
Итак, для первичного психологического заключения необходимо: определение содержания и структуры жалобы, выявление явного и скрытого содержания жалобы в рамках этой структуры и анализ подтекста жалобы.
Важной составляющей гностического блока является психологическая диагностика типов семейного воспитания подростка. В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов подчеркивается, что семейные отношения могут быть источником формирования дисгармонии развития личности подростка (Кебриков, 1971; Личко, 1983; Кондратенко, 1988; Эйдемиллер, Юстицкий, 1992; и др.).
Эйдемиллер и Юстицкий выделили стили семейного воспитания, оказывающие негативное влияние на формирование личности подростка.
Потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в том, что семья стремится к максимальному удовлетворению потребностей ребенка, когда ребенок является «кумиром, эпицентром» семьи. Такой тип семейного воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.
Доминирующая гиперпротекция, при которой ребенок также находится в центре внимания родителей, однако родители лишают ребенка самостоятельности, ставят ему многочисленные ограничения и запреты. Это способствует формированию аффективных реакций у гипертимных подростков и астенических у сензитивных и тревожно-мнительных подростков.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям и стимулирует формирование тревожно-мнительной акцентуации.
Крайне негативным типом воспитания является эмоциональное отвержение ребенка или воспитания по типу «Золушки».
В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, но чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей. В результате подросток ощущает себя помехой в жизни родителей, возникают эмоциональные барьеры между ним и родителями. Эмоциональное отвержение формирует у подростка не только невротические расстройства личности, но и способствует развитию эпилептоид-ной акцентуации и психопатическому развитию. Нередко эмоциональное отвержение приводит к жестокому обращению с ребенком, что проявляется в многочисленных наказаниях, избиениях.
При гипопротекции родители в силу объективных обстоятельств (занятость) не контролируют ребенка, игнорируют его потребности, не проявляют интереса к его успехам, предоставляют ему максимум сймостоятельности, что является неблагоприятным фактором для подростков с гипертимной и неустойчивой акцентуацией. Такой стиль воспитания нередко наблюдается в многодетных семьях. Однако при данном типе воспитания эмоциональных барьеров между родителями и ребенком не существует.
Исследования многих авторов показали, что гипопротекция наиболее неблагоприятна для подростков с акцентуациями характера по гипертимному типу, неустойчивому и конформному. Доминирующая гиперпротекция наиболее травматична также для гипертимных подростков и подростков с психостенической, астено-невротической и сензитивной акцентуацией. Воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция» оказывает неблагоприятное воздействие на подростков с истероидной и лабильной акцентуацией. Эмоциональное отвержение создает психотравмирующую ситуацию при лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуации. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности крайне негативно влияет на подростков с психастенической акцентуацией.
В исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столина выделяются пять основных составляющих отношения родителей к ребенку:
1. Степень эмоционального отношения к ребенку.
2. Желательный образ родительского отношения.
3. Уровень межличностной дистанции в общении с ребенком.
4. Форма и направления контроля за поведением ребенка.
5. Особенности восприятия и понимания ребенка родителями.
Авторами был разработан опросник, направленный на анализ особенностей отношений родителей к своему ребенку. В опроснике выделено пять шкал: отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация и инфантилизация.
В исследовании И. М. Тарамыго, проведенном под нашим руководством, было выявлено, что у родителей подростков с нарушениями поведения достоверно чаще встречается эмоциональное отвержение подростков. Это проявляется в недооценке родителями личностных особенностей подростка, в повышенной фиксации на негативных его характеристиках (Тарамыго, 2002).
Например, мать Володи К., 15 лет, обратилась к психологу с жалобами на плохое поведение сына: «лжет, ворует, грубит, не ходит в школу и пр.»,
Мальчик от первой нормально протекавшей беременности. Матери в период беременности было 16 лет, отцу 17. Когда ребенку был 1 год, отец был призван в армию, где познакомился с другой женщиной и в семью не вер-, нулся. До пяти лет Володя проживал с бабушкой, после смерти бабушки стад проживать с матерью, которая к тому времени вышла замуж.
Мать характеризует своего мужа положительно, жалуется психологу, что у сына не складываются отношения с отчимом. Об отце мальчика мать отзывается крайне негативно. Специальный анализ показал, что мать слабо ориентируется в характерологических особенностях сына, склонна выделять только негативные стороны его характера. На вопрос психолога: «Какие по^ зитивные качества у вашего сына?», мать задумалась, а затем ответила: «Я не вижу в нем ничего положительного». В процессе обследования четко про-! слеживалось выраженное эмоциональное отвержение матерью сына, кото-,: рое носило открытый характер. В ходе направленной беседы мать довери?, тельно призналась психологу, что она не любит старшего сына, так как он очень похож на своего отца, который «испортил мне всю молодость».
Важным моментом первичной психодиагностики является анализ поведения родителя, обратившегося на консультацию по проблемам подростка. Перед психологом стоит задача правильного анализа не только вербальной информации (жалоб), но и невербальных, выразительных средств: поза, мимика, жесты, темп речи и пр.
Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы, с родителями, требует соответствующего обобщения. В целях практического удобства обобщение можно проводить в виде выделения ведущих психологических синдромов, включающих специфические характеристики сюжета жалоб, особенностей их подтекста, а также ряд дополнительных неспецифических поведенческих проявлений. Следует помнить, что психологические синдромы представляют собой первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с ребенком и родителями.
Психологическая диагностика подростков с нарушениями в поведении проводится следующим образом:
1. Проанализировать степень обоснованности жалоб родителей на поведение подростка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к подростку и характер дальнейшей работы с родителями.
2. Если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить психическое состояние подростка, выявить и квалифицировать степень его дисгармонии, особенности его поведения.
3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели (личностная характеристика родителей, родительского отношения и взаимоотношений с подростком, отношений в семье в целом, отношений подростка вне семьи), а также определить конкретные задачи психологической коррекции с подростком и родителями.
Конструктивный блок психологической коррекции направлен на проектирование психокоррекционного процесса, отбор средств и методов коррекционных воздействий с учетом индивидуально-психологических особенностей подростка и его родителей.
Перед психологом стоят следующие задачи:
— Оценка психологической готовности семьи для участия в психокоррекционном процессе.
— Определение общих организационных вопросов психокоррекционного процесса (подбор времени занятий, стабильность состава, место занятий).
— Разработка конкретных психокоррекционных технологий. Эффективность семейной психокоррекции в значительной
степени определяется сильной и устойчивой мотивацией всех членов семьи к участию в ней. Психолог должен рассказать членам семьи об организации психологической коррекции, о затратах времени, ответственности каждого из участников занятий. Для определения психологической готовности членов семьи к занятию целесообразно использовать метод «парадоксальной интенции», предложенный Франком (Frank, 1975). Психолог рассказывает о трудностях, которые предстоит преодолеть всем участникам психокоррекции, подчеркивает, что занятия будут проводиться в вечернее время, когда хочется отдохнуть дома после рабочего дня, что занятия обязательно должны проводиться в одно и то же время в постоянном составе и пр. Очень важно правильно оценить реакцию будущих участников на такие высказывания психолога. Важным является также разъяснение психолога о значении психологической коррекции в доступной для родителей и подростка форме. Желательно подкреплять рассказ примерами из своей практики. Психологу, организующему работу с семьей подростка с нарушениями в поведении, приходится решать множество проблем. Например, работать сразу со всей семьей или с отдельными ее членами, начинать работу с проблем подростка или его родителей и пр. Организация психокоррекционного процесса зависит как от индивидуально-психологических особенностей его участников, так и специфики проблем. В связи с этим эффективность психокоррекционных занятий может быть достигнута путем использования разнообразных стилей и форм работы с семьей. Например, индивидуальная работа с одним из членов, групповая работа, использование директивных или недирективных способов психокоррекционных воздействий.
Успешность решения определенных задач психологической коррекции в значительной степени зависит от подбора психокоррекционных техник. Это могут быть техники, широко используемые в зарубежной и отечественной психологии, — проигрывание ролей друг друга (Barker,.1981), техника «намеренного бездействия» (Peres, 1979), техника «обмен ролями» (Захаров, 1982), психодрамы (Moreno, 1965; Kipper, 1986), арт-терапия (Захаров, 1986), групповые дискуссии (Мамайчук, 2000) и многие другие.
Групповая психокоррекция создает специфические условия для раскрытия внутриличностнои и внутрисемейной проблематики с помощью моделирования и анализа актуального группового межличностного взаимодействия.
Многочисленный опыт работы психокоррекционных и психотерапевтических групп, обобщенный русскими и зарубежными психологами, показал, что групповая форма работы создает оптимальные условия для конструктивной переработки личностных проблем, формирует эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, вырабатывает новые социальные навыки, особенно в сфере межличностного общения.
Процесс групповой коррекции в рамках коммуникативного блока включает в себя две основные фазы.
На первой, установочной фазе перед психологом стоит задача формирования группы как целое, формирование у членов группы положительного настроя на занятие. Основными психотехническими приемами на данной фазе являются спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона. Каждая семья (состоящая из двух или трех человек) выбирает лидера или капитана команды. Участники психокоррекционных занятий должны выполнить ряд упражнений на ловкость, смекалку, решить 3—4 задачи. Развлекательная форма занятий на установочной фазе способствует сближению членов группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие. Неопределенность целей занятий на данном этапе и свобода самовыражения в спонтанных играх может вызвать некоторую тревогу у родителей. Поэтому рекомендуется проведение не больше двух-трех занятий установочной фазы.
Основной целью подготовительной фазы семейной групповой психокоррекции является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов. Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения. Используют такие ролевые игры, как «Мостик через пропасть», «Автобус в час пик», «Очередь» и пр.
Игра «Мостик через пропасть»
Основная цель: снятие эмоционального напряжения и более тесное знакомство членов группы друг с другом.
Оборудование: скамейка высотой 20 см, длиной 2 метра.
Инструкция: «Вы — группа туристов, и вам надо преодолеть это препятствие, пройти по этому мостику, который висит над пропастью. От ваших слаженных действий зависит успех восхождения. Сосредоточьтесь и пошли».
Эти игры являются своеобразными имитационными моделями проблемных ситуаций межличностного общения. В процессе занятий психолог анализирует, как члены группы вживаются в роль, как помогают друг другу, кто из них берет на себя функции лидера.
На этом этапе рекомендуется также использование приемов невербального взаимодействия с помощью таких игр, как «узнавание на ощупь другого человека», «поводырь», когда члены группы с завязанными глазами двигаются по комнате с помощью ведущего.
На реконструктивной блоке групповой семейной психокоррекции решаются следующие задачи: коррекция неадекватных эмоциональных реакций; обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования. Это достигается с помощью психодраматических разыгрываний конфликтов одной из семей. Родители и подросток меняются ролями. После «просмотра» психодрамы члены группы совместно обсуждают проблему. На первоначальных этапах эти проблемы предлагаются психологом: например, сын украл у матери деньги и сделал ей подарок, дочь требует от родителей отделения, размена квартиры и пр. На последующих этапах разыгрываются жизненные проблемы конкретных семей, участвующих в психокоррекции с последующим обсуждением.
В процессе групповой психокоррекции необходимо проанализировать ее воздействие на участников на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.