Лекция № 12 Психокоррекция семейных отношений

Тема: Психологическая коррекция семейных отношений

4ч. (оз 2ч.)

План

1.Понятие о психокоррекции семейных отношений.

2. Жизненный цикл семьи.

3. Проблемы коррекции детско-родительских отношений.

Психокоррекция семейных отношений — особая фор­ма психологического воздействия, ориентированная на ре­шение проблем во взаимоотношениях, преодоление семей­ных конфликтов, построение функциональных отношений, в основе которых лежит правильно организованная иерар­хическая система. Различают психокоррекцию супруже­ских отношений и семейную психокоррекцию.

Супружеская психокоррекция может проводиться и как самостоятельный вид психологической помощи и как один из этапов психокоррекции семейной. Наиболее частыми причинами проблем в супружеских отношениях являются:

1) различное представление супругов о распределении
ролей в данном виде отношений («Кто в доме хозяин?»);

2) различное представление супругов о способе выраже­
ния чувств («Дарит цветы — любит, не дарит — не лю­
бит»);

3) неоправданные ожидания в интимно-личностной сфере
(«Я думала (думал), а оказалось...»);

4) неоправданные ожидания на бытовом уровне (мате­
риальное благосостояние, социальный статус, жилищные
условия).

Все перечисленные причины в своей основе, как прави­ло, имеют отсутствие уважения друг к другу и принятия себя как личности у каждого из супругов. Отсутствие са­моуважения вследствие глубоко скрываемой низкой само­оценки (страх непринятия) приводит к неискренности в

отношениях с другими и подмене истинных чувств на сте­реотипные способы их выражения (то есть чувства подме­няются социально значимыми ценностями). Общеприня­тые догмы выступают как кривое зеркало, искажая лич­ность партнера. Таким образом, главное, что должны дос­тигнуть клиенты для нормализации супружеских взаимо­отношений в процессе коррекции, — это:

1) «увидеть» себя;

2) принять себя;

3) «увидеть» друг друга;

4) принять друг друга;

5) научиться разговаривать друг с другом, выражая свои
мысли и чувства партнеру понятным для него образом.

В семейной психокоррекции объектом психологическо­го воздействия выступает семья, воспринимаемая как еди­ное целое, включающее в себя не только непосредственно супругов и их родственников, но всех значимых близких. Как самостоятельный вид психологической помощи семей­ная психологическая коррекция не имеет широкого рас­пространения. Отличие семейного консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции бо­лезни и акценте на анализе ситуации, способов родитель­ского взаимодействия, поиске личностных ресурсов и спо­собов решения проблемы. Соответственно, семейную пси­хокоррекцию, от данных видов помощи, будет отличать направление психологического воздействия, акцентирован­ное на приведение семейныхотношений к соответствию определенной норме, основанной на социокультурологи ческих особенностях конкретно взятой семьи. Как и се­мейное консультирование, и семейная психотерапия, се­мейная психокоррекция может осуществляться в рамках любого из теоретических направлений.

Основные понятия данного психокоррекционного на­правления: «семья», «семейный миф», «семейный гомео-стаз», «выделенный пациент», «иерархия», «жизненный цикл семьи». Семья — меняющаяся группа людей, вклю­чающая в себя родителей, детей, родственников, значи­мых близких; имеющая иерархическую систему, опреде­ленный цикл развития, стереотипные паттерны поведе­ния. Следует обратить внимание, что в психологическом смысле понятие «семья» шире, чем в юридическом и бы­товом, поскольку включает в себя не только людей, свя­занных кровным родством, но и значимых близких для всех или некоторых членов семьи. Значимые близкие — люди, не имеющие кровного родства с представителями данной семьи, но в силу своих эмоциональных отношений со всеми или отдельными членами данной семьи, влияю­щие на развитие и характер взаимоотношений внутри се­мьи. Семейный миф — термин, предложенный Феррей-рой в 1966 году и означающий «определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях»79. Как синоним данного по­нятия могут применяться «верования», «убеждения», «се­мейное кредо», «наивная семейная психология» и другие. Те специалисты, которые работают с семьями, имеют дело с семейными трудностями. В 1954 году Джексон80 ввел термин «семейный гомеостаз». Согласно данной концеп­ции семья действует таким образом, чтобы во взаимоотно­шениях поддерживалось равновесие. Члены семьи способ­ствуют сохранению данного равновесия скрытыми и, час­то, неосознаваемыми для себя способами. Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических, предска­зуемых паттернах коммуникации в семье. Когда гомеостаз оказывается под угрозой вследствие стремления к измене­нию существующего положения вещей наиболее страдаю­щим членом («выделенный пациент») данного гомеостаза, остальные его участники прилагают усилия к его сохране­нию. Выделенный пациент — «это член семьи, на кото­рого наиболее заметно повлияли затрудненные супруже­ские отношения, и на нем больше всего отразилось рас­стройство в родительском воспитании»81. Симптоматиче­ское поведение выделенного пациента служит сообщением об искажении собственного развития в целях облегчения существующих трудностей во взаимоотношениях родите­лей. Супружеские отношения влияют на характер семей­ного гомеостаза, в свою очередь гомеостаз родительской семьи каждого из супругов влияет на их супружеские вза­имоотношения. Таким образом, брачные отношения — это не просто взаимоотношения двух людей, оказавших пред­почтение друг другу, но соединение двух семей в ситуации явного и скрытого взаимовлияния, в результате которого формируется, функционирует и развивается сложная сеть подсистем. Мюррей Боуэн (Murray Bowen), в частности, пишет: «Когда между родителями есть эмоциональная бли­зость, то они не могут выбрать неправильный подход к воспитанию пациента. Пациент хорошо реагирует на твер­дость, мягкость, наказание, «разговоры начистоту» или на любые другие воспитательные меры. Когда родители «эмоционально разведены», никакая воспитательная мера не приносит успеха»82.

В основе проблем в супружеских и семейных взаимоот­ношениях, как правило, лежат нарушения в иерархиче­ской системе. Иерархия. В любой структуре существует иерархия. Насколько она четко прописана, насколько ее признают все члены структуры, зависит, насколько будет успешным функционирование данной структуры. Существу­ет три основных типа взаимоотношений:

♦ взаимоотношения партнерские («на равных»);

комплементарные (дополняющие);

♦ метакомплементарные (когда главный претворяется
(часто неосознанно), что главным является не он, а
другой, выступающий на самом деле в роли подчи­ненного).

Кроме того, при анализе ситуации специалисту необхо­димо учитывать жизненный цикл семьи.

Жизненный цикл семьи — определенные этапы разви­тия семейных отношений от начала до стабилизации или распада.

Этапы развития семейных отношений:

♦ период ухаживания;

♦ вступление в брак;

♦ рождение и воспитание детей;

♦ выход детей из семьи (обретение ими самостоятель­ности и/или создание собственной семьи);

♦ выход обоих супругов на пенсию.

Следует помнить, что семья может прекратить свое су­ществование (развод) или претерпеть видоизменение (на­пример, смерть кого-либо из супругов) на любом из приве­денных выше этапов.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Период ухаживания — вступление молодого человека или девушки на новую ступень в иерархической системе общества, характеризующийся установлением статусных отношений с другими и выбором партнера. В данном пе­риоде, как и в любом периоде, существует фактор риска, выражающийся в формировании ощущения собственной ущербности в случае неуспешного или несвоевременного прохождения данного периода по сравнению со сверстни­ками. По сути, данный период является своеобразной це­ремонией инициации, цель которой — обретение зрелос­ти, независимости, освобождения от опеки родительской семьи и подготовка к созданию семьи собственной.

Вступление в брак — ритуал, являющийся важным разделительным рубежом, отделяющим и символизирую­щим переход на новый уровень взаимоотношений как с избранником, так и с родительской семьей и обществом в целом. Проблемы в супружеских взаимоотношениях мо-

гут начаться с момента заключения брака и определяются как причинами, по которым был заключен брак, так и несогласованностью представлений молодоженов о том, каким должен быть брак. Причины, негативно влияю­щие на начало семейной жизни:

♦ стремление вырваться из-под опеки родителей;

♦ стремление определить свою независимость;

♦ желание самоутвердиться;

♦ стремление поднять свою самооценку;

♦ эмоциональная зависимость от родительской семьи
одного или обоих супругов;

♦ несоответствие представлений о характере супруже­ских взаимоотношений.

Для того чтобы начало супружеской жизнь не было омрачено, молодым людям, перед началом вступления в брак, необходимо достигнуть соглашения по следующим моментам:

♦ способы общения (с родительскими семьями, свер­стниками) («Искусство брака предполагает достижение независимости при одновременном сохранении
эмоциональной связи с родственниками».83);

♦ определение внутрисемейной иерархии (кто будет оп­ределять место жительства, чья карьера важнее, кто контролирует и решает материальные проблемы);

♦ определение способов улаживания конфликтных си­туаций (это будет происходить планово, например,еженедельно, когда они будут совместно исследовать
накопившееся недовольство или все «недоразумения»
будут решаться по мере их возникновения).

Рождение и воспитание детей. В случае существова­ния дисфункциональных отношений между супругами сам факт появления ребенка обостряет старые нерешенные се­мейные проблемы и приносит новые. Так, многие пары начинают ощущать себя попавшими в западню, вследствие осознания невозможности легко прервать отношения, как это было возможно сделать до появления ребенка. У дру­гих пар обострение отношений подводит к осознанию не-

прочности брачных уз в принципе. Таким образом, ребе­нок становится оправданием старых проблем и причиной для возникновения новых, самим своим появлением раз­рывая старую игру супругов — «интим вдвоем» — и со­здавая треугольник. Треугольник может просуществовать довольно долго, вплоть до вступления ребенка в юношес­кий возраст и выхода из родительской семьи, поскольку ребенок в данном случае выступает в роли посредника.

Рождение ребенка ставит новые задачи, которые должны быть решены супругами совместно с родительскими семьями:

♦ пересмотр соглашения о визитах;

♦ выбор имени будущему ребенку, устраивающее все
семьи;

♦ выбор ответственного за воспитание ребенка;

♦ определение кто и как будет помогать в процессе
воспитания.

Часто до рождения ребенка некоторые родственники рассматривают данный брак как временное явление. Ожи­дание ребенка обостряет внутриклановые конфликты. Рож­дение дефектного ребенка наводит подозрение на всех и используется как оружие в клановой борьбе.

В результате выхода детей из семьи (обретение ими самостоятельности и/или создание собственной семьи) мно­гие супруги «обнаруживают», что им «нечего сказать друг другу», что их ничто не связывает и не связывало, кроме заботы о детях. Оставшиеся родители вновь оказываются наедине друг с другом и своими нерешенными проблемами. Брак снова оказывается под угрозой и может на этот раз распасться, что, как правило, воспринимается особенно трагично на фоне его продолжительности (18-20 лет). Су­ществование такого брака может спасти появление внуков.

Выход обоих супругов на пенсию. Выход на пенсию од­ного из супругов может внести в отношения относительную гармонию, поскольку «освободившийся» супруг способен теперь больше времени посвящать заботе о работающем супруге. Ситуация обостряется, когда они оба, достигнув пенсионного возраста, оказываются вынужденными прово­дить по двадцать четыре часа друг с другом.

Нарушение взаимоотношений родителей и детей может быть обусловлено различными факторами, которые можно разде­лить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отне­сти материально-бытовые условия, состав семьи (полная, неполная семья, количество детей). К внутренним факторам следует отнести ценностные ориентации семьи; уровень педагогической культуры родителей, личностные особенности родителей.

Особые трудности в процессе психокоррекции детей и подро­стков с нарушениями поведения вызывают неправильные, ис­каженные родительские установки на проблемы ребенка. К со­жалению, большинство родителей ориентируются на отдельные симптомы нарушения поведения подростка. Например, мать жалу­ется на то, что сын «без спросу берет чужое, ворует», и просит пси­холога помочь ребенку избавиться от этого. Такой формальный, по­верхностный взгляд на проблемы ребенка формирует у некоторых родителей потребительское отношение к психологической помощи, и такие родители ответственность за результат помощи ребенку полностью возлагают на психолога.

Коррекция подобной позиции родителей, изменение их уста­новки в отношении к психокоррекционному процессу и собствен­ной роли в нем является принципиальным положением при пост­роении психокоррекционной программы.

Перед психологом стоит задача переориентации внимания роди­телей с отдельного симптома на личность ребенка в целом. Это до­стигается в процессе направленных бесед с родителями с обязатель­ным знакомством их с результатами психодиагностических данных, а также в процессе совместных занятий с детьми, организация кото­рых обеспечивает личностный рост каждого участника за счет при­обретения нового уникального опыта социального взаимодействия.

Семейную психокоррекцию рассматривают как комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной струк­туры и семейных взаимоотношений детей (подростка), а также на реше­ние актуальных психотравмирующих проблем, обусловленных нарушенными семейными отношениями.

Учитывая сложную многоуровневую структуру поведенчес­ких нарушений у подростков в связи с проблемами семейного вос­питания, мы выделили следующие блоки психокоррекционной работы с подростком и его семьей: гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный и реконструктивный (Мамайчук И. И., 1984; Чавес, 1992).

Основной целью гностического блока является формирование у подростков и их родителей адекватного представления о своих личностных особенностях, своих переживаниях и потенциальных возможностях и стилях семейного воспитания. Этот блок являет­ся чрезвычайно важным в психокоррекционном комплексе.

Внутри этого блока мы выделяем следующие фазы:

1. Первичная психодиагностика (анализ родительских жалоб и особенностей их поведения).

2. Психологическая диагностика родителей и подростка с ис­пользованием игровых методов психокоррекции.

Знакомство с родителями и подростком начинается с первой встречи, в процессе которой психолог выслушивает жалобы роди­телей, а также составляет впечатление о них и подростке на основе их поведения и характера общения с психологом. Эти два источни­ка информации являются основными диагностическими данными в рамках первичной психодиагностики.

Психолог должен обратить особое внимание на мотивацию об­ращения к нему. Традиционно выделяются три основные мотивационные ориентации у родителей:

1. Деловая ориентация, которая существует в двух формах:

а) адекватная деловая ориентация, когда родитель искрен­не заинтересован в решении своей проблемы и полностью доверяет психологу;

б) неадекватная деловая ориентация отличается от предыду­щей тем, что родитель преувеличивает возможности пси­холога. Например: «Вот он позанимается, будет всегда по­слушным, продолжит посещать школу, пойдет в учебное заведение, куда я хочу и пр.»

2. Потребительская ориентация, когда родители все свои про­блемы перекладывают на консультанта-психолога и ориентирова­ны на их быстрое решение.

3. Игровая ориентация, когда родители обратились к психоло­гу не с целью решения своих проблем, а с целью установить опре­деленные отношения с ним, проверить его компетентность. Такая ориентация встречается у родителей, которые проявляют большой интерес к психологии, считают себя «специалистами» в этой обла­сти. С такой ориентацией родителей сталкиваются и молодые спе­циалисты, и известные профессионалы. Например, материально обеспеченные родители считают обязательным проконсультиро­ваться у крупного светила, чтобы потом всем рассказать, что они консультировались «у самого». Как правило, у родителей с «игро­вой мотивацией» нет серьезных жалоб на подростка.

Нередко родители обращаются к психологу с готовой моделью желаемого результата и настаивают на ее осуществлении. Например, родители обращаются к психологу с просьбой оценки интеллекта ре­бенка. «Обследуйте его и докажите, что он может обучаться по мас­совой программе». В таких случаях психолог всегда сталкивается с принципиально важной задачей: точно и адекватно оценить истин­ное содержание и значение таких жалоб и просьб. Каждый из таких случаев требует кропотливого анализа, позволяющего психологу по­нять неосознаваемые родителями мотивы обращения к специалисту.

На данном этапе психологической коррекции психолог должен эффективно оценить содержание жалоб родителей на подростка.

Опыт нашей многолетней работы показывает, что при обраще­нии к психологу наблюдаются следующие варианты жалоб на подростка:

— жалобы на особенности поведения подростка;

— жалобы на плохую успеваемость в школе;

— жалобы на особенности эмоционального развития подрост­ка (страхи, тревожность, нервозность, неустойчивый сон);

— жалобы на индивидуальные психологические особенности (замкнутый, лживый, сверхобщительный, странный и пр.);

— жалобы на отклонения в поведении (убегает из дому, вору­ет, лжет, прогуливает школу и пр.).

Среди жалоб нередко встречаются необоснованные, которые можно разделить на две категории: частично необоснованные и аб­солютно необоснованные жалобы. Частично необоснованные жа­лобы, как правило, обусловлены психологической безграмотнос­тью родителей. Например, родители подростка жалуются на его плохое поведение в школе, плохую успеваемость ребенка в связи с предвзятым отношением учителей к нему или частыми встреча­ми сына с отцом, который ушел из семьи. В случае абсолютно не­обоснованных жалоб нередко возникает вопрос о психологических особенностях самих родителей, и их жалобы на подростка могут быть своеобразной проекцией своих личностных проблем. Напри­мер, родитель жалуется, что подросток «ворует деньги из дома», чего нет в действительности, и сама жалоба может являться отра­жением неадекватного родительского отношения к подростку.

По направленности можно выделить два вида жалоб: жалобы, направленные на конкретный субъект, например на подростка, на учителей и т. п., и содержательные жалобы на нарушение раз­вития, на поведение ребенка, на особенности его межличностных контактов и пр.

Нередко можно столкнуться со скрытым содержанием жалоб родителей на подростка. Например, мать рассказывает, какой тяжелый характер был у ее мужа, отца подростка, однако кон­кретных жалоб на подростка мать не высказывает. Это может быть обусловлено неподготовленностью родителя к беседе с пси­хологом, волнением, нежеланием раскрываться перед психологом. Важным является правильно поставленный вопрос психолога с целью перевода скрытого содержания жалоб в явное. Это спо­собствует формированию положительного отношения родителей к специалисту.

Эффективность информации при первой встрече в значитель­ной степени зависит не только от правильно поставленных вопро­сов, но и от умения психолога анализировать спонтанные выска­зывания в ходе общения психолога с родителями и родителей с ребенком.

Итак, для первичного психологического заключения необхо­димо: определение содержания и структуры жалобы, выявление явного и скрытого содержания жалобы в рамках этой структуры и анализ подтекста жалобы.

Важной составляющей гностического блока является психо­логическая диагностика типов семейного воспитания подростка. В многочисленных исследованиях отечественных и зарубеж­ных психологов подчеркивается, что семейные отношения могут быть источником формирования дисгармонии развития личнос­ти подростка (Кебриков, 1971; Личко, 1983; Кондратенко, 1988; Эйдемиллер, Юстицкий, 1992; и др.).

Эйдемиллер и Юстицкий выделили стили семейного воспита­ния, оказывающие негативное влияние на формирование лично­сти подростка.

Потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в том, что семья стремится к максимальному удовлетворению потребно­стей ребенка, когда ребенок является «кумиром, эпицентром» се­мьи. Такой тип семейного воспитания способствует развитию де­монстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция, при которой ребенок также на­ходится в центре внимания родителей, однако родители лишают ре­бенка самостоятельности, ставят ему многочисленные ограничения и запреты. Это способствует формированию аффективных реакций у гипертимных подростков и астенических у сензитивных и тре­вожно-мнительных подростков.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с по­ниженным вниманием к его потребностям и стимулирует форми­рование тревожно-мнительной акцентуации.

Крайне негативным типом воспитания является эмоциональ­ное отвержение ребенка или воспитания по типу «Золушки».

В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, но ча­ще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отри­цательными моментами в жизни родителей. В результате подро­сток ощущает себя помехой в жизни родителей, возникают эмоциональные барьеры между ним и родителями. Эмоциональ­ное отвержение формирует у подростка не только невротические расстройства личности, но и способствует развитию эпилептоид-ной акцентуации и психопатическому развитию. Нередко эмоци­ональное отвержение приводит к жестокому обращению с ребен­ком, что проявляется в многочисленных наказаниях, избиениях.

При гипопротекции родители в силу объективных обстоя­тельств (занятость) не контролируют ребенка, игнорируют его по­требности, не проявляют интереса к его успехам, предоставляют ему максимум сймостоятельности, что является неблагоприятным фактором для подростков с гипертимной и неустойчивой акцен­туацией. Такой стиль воспитания нередко наблюдается в много­детных семьях. Однако при данном типе воспитания эмоциональ­ных барьеров между родителями и ребенком не существует.

Исследования многих авторов показали, что гипопротекция наи­более неблагоприятна для подростков с акцентуациями характера по гипертимному типу, неустойчивому и конформному. Доминирующая гиперпротекция наиболее травматична также для гипертимных под­ростков и подростков с психостенической, астено-невротической и сензитивной акцентуацией. Воспитание по типу «потворствующая гиперпротекция» оказывает неблагоприятное воздействие на подро­стков с истероидной и лабильной акцентуацией. Эмоциональное от­вержение создает психотравмирующую ситуацию при лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуации. Воспитание по ти­пу повышенной моральной ответственности крайне негативно влия­ет на подростков с психастенической акцентуацией.

В исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столина выделяются пять основных составляющих отношения родителей к ребенку:

1. Степень эмоционального отношения к ребенку.

2. Желательный образ родительского отношения.

3. Уровень межличностной дистанции в общении с ребенком.

4. Форма и направления контроля за поведением ребенка.

5. Особенности восприятия и понимания ребенка родителями.

Авторами был разработан опросник, направленный на анализ особенностей отношений родителей к своему ребенку. В опросни­ке выделено пять шкал: отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация и инфантилизация.

В исследовании И. М. Тарамыго, проведенном под нашим ру­ководством, было выявлено, что у родителей подростков с нару­шениями поведения достоверно чаще встречается эмоциональное отвержение подростков. Это проявляется в недооценке родителя­ми личностных особенностей подростка, в повышенной фиксации на негативных его характеристиках (Тарамыго, 2002).

Например, мать Володи К., 15 лет, обратилась к психологу с жалобами на плохое поведение сына: «лжет, ворует, грубит, не ходит в школу и пр.»,

Мальчик от первой нормально протекавшей беременности. Матери в пе­риод беременности было 16 лет, отцу 17. Когда ребенку был 1 год, отец был призван в армию, где познакомился с другой женщиной и в семью не вер-, нулся. До пяти лет Володя проживал с бабушкой, после смерти бабушки стад проживать с матерью, которая к тому времени вышла замуж.

Мать характеризует своего мужа положительно, жалуется психологу, что у сына не складываются отношения с отчимом. Об отце мальчика мать отзы­вается крайне негативно. Специальный анализ показал, что мать слабо ори­ентируется в характерологических особенностях сына, склонна выделять только негативные стороны его характера. На вопрос психолога: «Какие по^ зитивные качества у вашего сына?», мать задумалась, а затем ответила: «Я не вижу в нем ничего положительного». В процессе обследования четко про-! слеживалось выраженное эмоциональное отвержение матерью сына, кото-,: рое носило открытый характер. В ходе направленной беседы мать довери?, тельно призналась психологу, что она не любит старшего сына, так как он очень похож на своего отца, который «испортил мне всю молодость».

Важным моментом первичной психодиагностики является ана­лиз поведения родителя, обратившегося на консультацию по пробле­мам подростка. Перед психологом стоит задача правильного анали­за не только вербальной информации (жалоб), но и невербальных, выразительных средств: поза, мимика, жесты, темп речи и пр.

Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы, с родителями, требует соответствующего обобщения. В целях практического удобства обобщение можно проводить в виде выделения ведущих психологических синдромов, включающих специфические характеристики сюжета жалоб, особенностей их подтекста, а также ряд дополнительных неспецифических поведенческих проявлений. Следует помнить, что психологические синдромы представляют со­бой первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с ребенком и родителями.

Психологическая диагностика подростков с нарушениями в по­ведении проводится следующим образом:

1. Проанализировать степень обоснованности жалоб родите­лей на поведение подростка. Решение этой диагностической зада­чи во многом предопределяет диагностику родительского отноше­ния к подростку и характер дальнейшей работы с родителями.

2. Если жалобы родителей полностью или частично обоснова­ны, необходимо оценить психическое состояние подростка, выявить и квалифицировать степень его дисгармонии, особенности его пове­дения.

3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели (личностная характеристика ро­дителей, родительского отношения и взаимоотношений с подрост­ком, отношений в семье в целом, отношений подростка вне семьи), а также определить конкретные задачи психологической коррекции с подростком и родителями.

Конструктивный блок психологической коррекции направлен на проектирование психокоррекционного процесса, отбор средств и методов коррекционных воздействий с учетом индивидуально-психологических особенностей подростка и его родителей.

Перед психологом стоят следующие задачи:

— Оценка психологической готовности семьи для участия в психокоррекционном процессе.

— Определение общих организационных вопросов психокор­рекционного процесса (подбор времени занятий, стабиль­ность состава, место занятий).

— Разработка конкретных психокоррекционных технологий. Эффективность семейной психокоррекции в значительной

степени определяется сильной и устойчивой мотивацией всех чле­нов семьи к участию в ней. Психолог должен рассказать членам семьи об организации психологической коррекции, о затратах вре­мени, ответственности каждого из участников занятий. Для опре­деления психологической готовности членов семьи к занятию це­лесообразно использовать метод «парадоксальной интенции», предложенный Франком (Frank, 1975). Психолог рассказывает о трудностях, которые предстоит преодолеть всем участникам психокоррекции, подчеркивает, что занятия будут проводиться в вечернее время, когда хочется отдохнуть дома после рабочего дня, что занятия обязательно должны проводиться в одно и то же время в постоянном составе и пр. Очень важно правильно оценить реакцию будущих участников на такие высказывания психолога. Важным является также разъяснение психолога о значении психологической коррекции в доступной для родителей и подростка форме. Желательно подкреплять рассказ примерами из своей практики. Психологу, организующему работу с семьей подростка с нарушениями в поведении, приходится решать множество проблем. Например, работать сразу со всей семьей или с отдельными ее членами, начинать работу с проблем подростка или его родителей и пр. Организация психокоррекционного процесса зависит как от индивидуально-психологических особенностей его участников, так и специфики проблем. В связи с этим эффективность психокоррекционных занятий может быть достигнута путем использования разнообразных стилей и форм работы с семьей. Например, инди­видуальная работа с одним из членов, групповая работа, использо­вание директивных или недирективных способов психокоррекционных воздействий.

Успешность решения определенных задач психологической коррекции в значительной степени зависит от подбора психокоррекционных техник. Это могут быть техники, широко используе­мые в зарубежной и отечественной психологии, — проигрывание ролей друг друга (Barker,.1981), техника «намеренного бездейст­вия» (Peres, 1979), техника «обмен ролями» (Захаров, 1982), пси­ходрамы (Moreno, 1965; Kipper, 1986), арт-терапия (Захаров, 1986), групповые дискуссии (Мамайчук, 2000) и многие другие.

Групповая психокоррекция создает специфические условия для раскрытия внутриличностнои и внутрисемейной проблематики с помощью моделирования и ана­лиза актуального группового межличностного взаимодействия.

Многочисленный опыт работы психокоррекционных и психоте­рапевтических групп, обобщенный русскими и зарубежными пси­хологами, показал, что групповая форма работы создает оптималь­ные условия для конструктивной переработки личностных проблем, формирует эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, вырабатывает новые социальные навыки, особенно в сфе­ре межличностного общения.

Процесс групповой коррекции в рамках коммуникативного блока включает в себя две основные фазы.

На первой, установочной фазе перед психологом стоит задача формирования группы как целое, формирование у членов группы по­ложительного настроя на занятие. Основными психотехническими приемами на данной фазе являются спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона. Каждая семья (состоящая из двух или трех человек) выбирает лидера или капита­на команды. Участники психокоррекционных занятий должны вы­полнить ряд упражнений на ловкость, смекалку, решить 3—4 задачи. Развлекательная форма занятий на установочной фазе способствует сближению членов группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие. Неопределенность целей занятий на данном этапе и свобода самовыражения в спонтанных играх может вызвать некоторую тревогу у родителей. Поэтому рекомендуется проведение не больше двух-трех занятий установочной фазы.

Основной целью подготовительной фазы семейной групповой психокоррекции является структурирование группы, формирова­ние активности и самостоятельности ее членов. Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения. Ис­пользуют такие ролевые игры, как «Мостик через пропасть», «Ав­тобус в час пик», «Очередь» и пр.

Игра «Мостик через пропасть»

Основная цель: снятие эмоционального напряжения и бо­лее тесное знакомство членов группы друг с другом.

Оборудование: скамейка высотой 20 см, длиной 2 метра.

Инструкция: «Вы — группа туристов, и вам надо преодолеть это препятствие, пройти по этому мостику, который висит над пропастью. От ваших слаженных действий зависит успех вос­хождения. Сосредоточьтесь и пошли».

Эти игры являются своеобразными имитационными моделями проблемных ситуаций межличностного общения. В процессе заня­тий психолог анализирует, как члены группы вживаются в роль, как помогают друг другу, кто из них берет на себя функции лидера.

На этом этапе рекомендуется также использование приемов не­вербального взаимодействия с помощью таких игр, как «узнавание на ощупь другого человека», «поводырь», когда члены группы с за­вязанными глазами двигаются по комнате с помощью ведущего.

На реконструктивной блоке групповой семейной психокоррекции решаются следующие задачи: коррекция неадекватных эмоциональных реакций; обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмо­ционального реагирования. Это достигается с помощью психодрамати­ческих разыгрываний конфликтов одной из семей. Родители и подро­сток меняются ролями. После «просмотра» психодрамы члены группы совместно обсуждают проблему. На первоначальных этапах эти про­блемы предлагаются психологом: например, сын украл у матери день­ги и сделал ей подарок, дочь требует от родителей отделения, размена квартиры и пр. На последующих этапах разыгрываются жизненные проблемы конкретных семей, участвующих в психокоррекции с после­дующим обсуждением.

В процессе групповой психокоррекции необходимо проанали­зировать ее воздействие на участников на трех уровнях: эмоцио­нальном, когнитивном и поведенческом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: