Для проведения обследования используются двигательные пробы Н.И. Озерецкого в модификации Л.И. Беляковой, И. Кума-лья (1985), В.П. Дудьева (1992), а также другие методики, адаптированные нами с учетом специфики изучаемого контингента детей.
При изучении состояния функции мимических мышц отмечаются особенности естественных мимических движений, проявляющихся у испытуемых в ситуации общения.
Для целенаправленного исследования произвольной мимической моторики детям предъявляются 16 проб.
Для получения подробной характеристики состояния арти-Я куляционной моторики используется 31 проба (исследуются дви-Я 40
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
рятельные возможности отдельных органов артикуляции, а так-
i • гтатическая и динамическая координация речевых движений,
Объем выполняемых движений, способность к их переключению
11 i.д.). Изучение состояния артикуляционной моторики проводит-
'п но 4 тестам: отмечаются особенности движения губ, нижней
мости, языка и мягкого нёба1.
При выполнении мимических и артикуляционных движений уцениваются следующие параметры:
• способность к удержанию артикуляционной/мимической
позы;
• способность к переключению;
• равномерность работы мышц;
• объем движения;
• тонус мышц во время движения и при удержании позы;
• темп движения;
• точность движения;
• дифференциация движения;
• двигательные замены;
• синкинезии.