Экономическая теория как наука

Первоначально экономика изучала домашнее хозяйство рабовладельческого поместья. Благодаря древнегреческому ученому Ксенофонту, написавшему работу «Экономикос», что в переводе означает «домострой», или «правила домоводства», наука получила свое первое название.

Затем предмет экономической науки расширился до всего национального хозяйства. Новое понимание экономики было сформировано в работе французского экономи­ста Антуана Монкретьена «Трактат политической экономии» (1615 г.). Название «по­литическая экономия» отражало большую роль государства в экономической системе эпохи зарождения рыночного хозяйства и тесную связь экономики с политикой. Этот термин несколько столетий служил официальным названием экономической теории.

Во времена классической политической экономии в XVIII веке, когда экономическая наука окончательно оформилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономи­ческой теории считались закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении. Тогда же появилось знаменитое краткое определение предмета политэкономии как нау­ки о богатстве народов.

В конце XIX начале XX века предмет и название экономической теории опять пере­сматриваются. Быстрое развитие экономики, вызванное промышленной революцией и по­степенным «вызреванием» рыночных институтов, скорректировало и практические нужды, и необходимость дальнейшего развития теории. Во-первых, рынок, где правила диктовал продавец, постепенно превращался в развитый рынок, на котором решающую роль играют суверенные решения покупателя. Во-вторых, возможность дополнительного прироста ресурсов земли, труда, ка­питала существенно уменьшилась. Встал вопрос о поиске путей более рационального и эффективного использования имеющихся средств.

Именно в это время представителями так называемой маржинальной школы сформи­ровался современный подход к микроэкономике науке о поведении хозяйствующих субъ­ектов, в первую очередь фирм и домашних хозяйств. Английский экономист Альфред Маршалл в работе «Принципы экономики» (1890 г.) дал науке новое название «economics» («экономикс»). Этот термин бли­же всего по смыслу к нейтральному определению «экономическая теория», в котором нет «го­сударственного акцента», присутствовавшего в прежнем названии.

Чуть позже в рамках кейнсианской школы были заложены основы современной макроэкономики науки о принципах функционирования национальной экономики в це­лом. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) представил свою версию государственной политики макро­экономического регулирования. Эта политика потом десятилетиями активно и с успехом применялась в ряде стран.

Полное господство идей государственного регулирования в экономике в середине XX века сменилось к концу 70-х годов возвратом к традициям экономического либера­лизма. На несколько десятилетий основные позиции в мировой экономической теории завоевал монетаризм. Американский экономист Милтон Фридмен и другие представители этой научной школы рекомендовали ограничить государственное вмешательство в экономику, проводить так называемую политику дерегулирования.

Еще в большей степени расширила и дополнила предмет изучения экономической теории институциональная школа. Она включила в предмет экономической теории не только экономические законо­мерности, но и формирующие специфику национальной модели экономики социальные, политические, правовые, культурные традиции. Принадлежащие к этой школе американ­ские экономисты Рональд Коуз, Дуглас Норт и многие другие институционалисты стали лау­реатами Нобелевской премии.

В период становления информационно-технологического общества перед экономической наукой встают новые вопросы, ответ на которые можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и «экономикс». Это означает, что экономическая теория как учебная дисциплина призвана объединить различные ветви экономической науки, вобрав в себя «рациональные зерна» каждой из них.

Предмет экономической теории можно определить следующим образом.

Экономическая теория это наука, изучающая законы ведения хозяйства и рационального поведения хозяйствующих субъектов на различных уровнях смешанной социально-ориентированной экономики.

Таким образом, экономическая теория изучает:

во-первых, глубинные причинно-следственные связи в воспроизводственном процессе с целью раскрытия его сущностных характеристик;

во-вторых, экономический выбор хозяйствующих субъектов (производителей, продавцов, покупателей) в мире ограниченных ресурсов. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики;

в-третьих, хозяйственную деятельность и экономические отношения между людьми в процессе воспроизводства на разных уровнях экономической системы.

Микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйственных субъектов (в центре ее анализа цены отдельных товаров, издержки на их производство, механизм функционирования отдельных рынков и отраслей).

Макроэкономика изучает функционирование экономики в целом, рассматривает процессы формирования совокупного спроса и предложения, ВВП и национального дохода, влияние экономической политики на темпы роста, инфляцию и уровень безработицы.

Изучение экономических явлений предполагает использование особых методов научного познания. Метод в переводе с греческого означает путь к чему-либо или способ достижения цели. Рассмот­рим основные методы экономической теории и спе­цифику их применения на практике.

Базовым способом изучения экономических процессов является эмпирический метод, который заключается в сборе информации, описывающей опре­деленные факты или события.

В естественных науках эмпирический метод опирается на эксперименты. В экономике проводить эксперименты очень сложно, особенно в общенацио­нальных масштабах. Поэтому в экономической науке обычно применяется эмпирический метод в его наблюдательной разновидности, когда экономисты фиксируют события, а затем пытаются понять их значение.

В XVII веке Вильям Петти усовершенствовал эмпирический метод, создав статистический метод, впервые дополнив простой сбор информации ее количествен­ным анализом

Современными экономистами активно используется еще один метод, восходящий к эпохе классической политической экономии, причинно-следственный, или каузальный (от латин­ского causa причина). Данный метод позволяет анализировать сущность явлений с точки зрения качества, помогает выстроить логическую иерархию экономических катего­рий.

Экономическими категориями называются формы осознания экономических явлений, отраженные в понятиях (терминах) науки. Примерами экономических категорий могут быть товар, цена, деньги, капитал. Важно иметь в виду, что категории выражают лишь общие черты объектов изучения.

Еще в начале XIX века в экономической науке был четко сформулирован метод научной абстракции. Он заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных де­талей. Этот метод позво­ляет мысленно расчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в чистом виде.

Чтобы понять сущность предмета, необходимо разложить его на составляющие части и исследовать каждую в отдельности.

Изучение отдельных сторон, свойств и элементов целого и обоснование специфических понятий называется анализом.

Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое в соответствии с тем значением, какое они имеют в данной структуре, называется синтезом.

Исследование предмета начинают, как правило, с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщения или принципы.

Выведение принципов (обобщений) из фактов называется индукцией.

Опираясь на случайные наблюдения, умозрительные заключения, логику или интуицию экономист может сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Правильность гипотезы должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов.

Движение мышления от общего к частному, от теории к фактам называется дедукцией.

Благодаря успехам в развитии математики к концу XIX века сформировался функ­циональный метод. Для него характерен анализ всех категорий не с точки зрения верти­кальной причинно-следственной связи, как при каузальном методе, а в их взаимодействии в качестве равнозначных.

Скажем, можно утверждать, что цена товара зависит от спроса на него. Но спра­ведливо и то, что объем спроса сам зависит от цены. Функциональный метод описывает это с помощью математической формулы или графика (последние будут часто использо­ваться в нашем курсе).

Функциональный метод позволяет измерять количественные параметры взаимо­действия разных явлений и разрабатывать многовариантные альтернативные способы достижения цели, решая задачи оптимизации. Экономисты получили также возможность на его основе давать четко просчитанные практические рекомендации.

В экономической теории достаточно широко исполь­зуются модели.

Экономическая модель - это формализованное описание (концепция, схема, алгоритм) экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Модель дает упрощенную картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической или математической), получить новые знания об экономическом объекте.

Опираясь на весь комплекс научных методов, экономическая теория не только формулирует категориальный аппарат науки, но и пытается выявить повторяющиеся, устой­чивые связи экономических явлений, которые получили название экономических зако­нов.

Важно различать объективную и субъективную стороны законов. С одной стороны, экономические законы действуют в реальном хозяйстве вне зависимости от того, от­крыты они исследователями или нет. В этом смысле экономические законы существуют объективно и не могут быть изменены ни по воле ученого, ни путем законода­тельной деятельности государства. Вторая, субъективная, сторона экономических законов связана с тем, что их функционирование проявляется только через деятельность людей. Экономические законы должны быть открыты, изучены и учтены в хозяйственной практике в соответствии с потреб­ностями и интересами экономических субъектов.Незнание или сознательное их нарушение приводит к таким печальным экономиче­ским последствиям, как банкротство, кризисы, потеря эффектив­ности.

Выводы экономической теории непосредственно затрагивают интересы людей. От принятия того или иного решения какие-то группы людей выиграют, а другие проигрывают (разоряются или теряют работу). Поэтому всегда нахо­дятся заинтересованные лица, стремящиеся истолковать экономи­ческие концепции в свою пользу.

Полностью устранить данную проблему невозможно, по­скольку экономическое знание никогда не будет нейтраль­ным по отношению к интересам людей. Но ослабить искажения можно с помощью четкого разделения позитивного и нормативного анализа.

Позитивный анализ направлен на установление объективных закономерностей и явлений в том виде, в котором они существуют, т.е. имеет дело с тем, что было, есть или может быть. Примером могут служить следующие утверждения: «продолжительное и быстрое увеличение денежной массы вызовет рост цен»; «если правительство облагает некий товар налогом, то его цена возрастает».

Нормативный анализ предпо­лагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения долженство­вания, выяснения того, благоприятно или нет данное экономичес­кое явление. Нормативный анализ, например, очень важен при формировании государственной экономической политики. Вместе с тем при нормативном подходе особенно резко возрастает субъек­тивизм оценок: цели, представляющиеся важными одним субъек­там экономики, с точки зрения других могут выглядеть второсте­пенными или вообще вредными. Таким образом, при проведении нормативного анализа важнейшей проблемой становится верный выбор цели.

Поскольку нормативный анализ затрагивает интересы людей, первостепенное значение в его рамках имеет система приоритетов: чьи именно ин­тересы должны соблюдаться в первую очередь, а чьи лишь в той мере, в какой не противоречат более важным? Поэтому важнейшей задачей дис­циплины является анализ противоречий, скажем, общественных и фирменных интересов, обсуждение путей их сглаживания.

Вышеперечисленное дает основание сформулировать три основные функции экономической теории:

· Познавательная функция заключается в изучении и объяснении сущности и закономерностей развития происходящих в обществе экономических процессов.

· Методологическая функция. Выводы экономической теории выступают в качестве теоретико-методологической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых (экономика промышленности, транспорта, электроснабжения и т.п.), так и функциональных (финансы, кредит, маркетинг и т.д.)

· Практическая функция состоит в выработке рекомендаций для экономической политики, принятия конкретных решений на соответствующих уровнях управления народным хозяйством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: