Эластичность спроса и предложения

Сте­пень из­ме­не­ния спро­са и пред­ло­же­ния под воз­дей­ст­ви­ем то­го или ино­го фак­то­ра ха­рак­те­ри­зу­ет их эла­стич­ность.

Эла­стич­ность спро­са по це­не – отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению его цены при прочих равных условиях:

.

Существует два способа вычисления коэффициента эластичности.

Первый позволяет определить точечную эластичность (эластичность в точке). Она характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены:

Где Q1 и P1 — соответственно начальные значения величины спроса и цены; Q2 и Р2 — конечные значения величины спроса и цены.

На практике это встречается либо на монопольном рынке, либо в определенном месте сбыта товара в краткосрочном периоде.

Второй способ расчета позволяет вычислить коэффициент дуговой эластичности. При его расчетах обычно используются средние значения цены и количества продукции для анализируемого периода.

Формула дуговой эластичности имеет следующий вид:

Ка­че­ст­вен­но эла­стич­ность спроса по цене мо­жет быть опи­са­на сле­дую­щи­ми ка­те­го­рия­ми:

· эла­стич­ный спрос - ве­ли­чи­на спро­са из­ме­ня­ет­ся на боль­ший про­цент, чем це­на, и по­это­му об­щий до­ход (TR = P x Q) воз­рас­та­ет по ме­ре то­го, как па­да­ет це­на. К товарам эластичного спроса относят, например, предметы роскоши. Еdр>1;

· не­эла­стич­ный спрос - ве­ли­чи­на спро­са из­ме­ня­ет­ся на мень­ший про­цент, чем це­на, об­щий до­ход умень­ша­ет­ся по ме­ре сни­же­ния це­ны. Обычно неэластичный спрос наблюдается на многие виды продуктов питания, медикаменты, другие жизненно важные товары. Еdр<1;

· еди­нич­ная эла­стич­ность - це­на и ве­ли­чи­на спро­са из­ме­ня­ют­ся на оди­на­ко­вый про­цент, сле­до­ва­тель­но, об­щий до­ход ос­та­ет­ся без из­ме­не­ния по ме­ре из­ме­не­ния це­ны. Еdр=1;

· аб­со­лют­но эла­стич­ный спрос - кри­вая спро­са яв­ля­ет­ся го­ри­зон­таль­ной ли­ни­ей. Это означает, с одной стороны, что любое сколь угодно малое повышение цены приводит к уменьшению объема спроса до нуля, т.е. потребители готовы покупать товар только по этой цене и не более. С другой стороны, любое сколь угодно малое понижение цены приведет к увеличению объема спроса до бесконечности. Такое возможно только на рынке совершенной конкуренции или в условиях инфляции. Еdр= ¥;

· аб­со­лют­но не­эла­стич­ный спрос - кри­вая спро­са яв­ля­ет­ся стро­го вер­ти­каль­ной ли­ни­ей, т.е. никакое изменение цены не влечет за собой изменения объема спрашиваемой продукции. Это возможно, например, при реализации жизненно важных лекарств для отдельной группы больных. Еdр =0.

Основные факторы ценовой эластичности спроса:

· на­ли­чие у дан­но­го то­ва­ра за­ме­ни­те­лей: чем боль­ше у то­ва­ра за­ме­ни­те­лей, тем вы­ше эла­стич­ность (на­при­мер, не­эла­сти­чен спрос на соль; эла­сти­чен спрос на не­ко­то­рые мар­ки од­но­го и то­го же то­ва­ра - мы­ло, шам­пунь и т.п.);

· на­сущ­ность по­треб­но­сти: чем на­сущ­нее по­треб­ность, удов­ле­тво­ряе­мая то­ва­ром, тем ни­же эла­стич­ность спро­са на этот то­вар (на­при­мер, спрос на хлеб ме­нее эла­сти­чен, чем спрос на ту­ри­сти­че­ские пу­тев­ки). Это пра­ви­ло от­но­сит­ся и к тем то­ва­рам, по­треб­ле­ние ко­то­рых не мо­жет быть отложено (спрос на ел­ки к Но­во­му го­ду, цве­ты к 8 мар­та);

· удель­ный вес рас­хо­дов на дан­ный то­вар в бюд­же­те по­тре­бите­ля: чем вы­ше удель­ный вес, тем вы­ше це­но­вая эла­стич­ность;

· ка­че­ст­во то­ва­ра: чем ка­че­ст­вен­нее то­вар, тем ме­нее эла­сти­чен спрос на не­го;

· вре­мен­ные рам­ки: спрос ста­но­вит­ся бо­лее эла­стич­ным с те­че­ни­ем вре­ме­ни. Рез­кое воз­рас­та­ние цен на элек­тро­энер­гию не смо­жет сра­зу рез­ко со­кра­тить спрос на нее со сто­ро­ны про­из­во­ди­те­лей. Тре­бу­ет­ся вре­мя, что­бы за­пус­тить энер­го­сбе­ре­гаю­щее обо­ру­до­ва­ние.

При вы­бо­ре це­ны предпринимателю не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать два пра­ви­ла:

Пра­ви­ло I. В слу­чае не­эла­стич­но­го спро­са про­из­во­ди­те­лю вы­год­но по­вы­сить це­ну то­ва­ра, так как в этом слу­чае вы­руч­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся.

Пра­ви­ло 2. В слу­чае эла­стич­но­го спро­са про­из­во­ди­те­лю вы­год­но по­ни­же­ние це­ны, так как в этом слу­чае вы­руч­ка бу­дет воз­рас­тать.

Эла­стич­ность спро­са по до­хо­ду - степень изменения количества спрашиваемого товара в ответ на изменение размера доходов потребителя.

Коэффициент эластичности спроса по доходу:

.

где R - до­ход по­тре­би­те­ля.

Если ЕdR > 0, то говорят, что в этом случае имеют дело с нормальным товаром, то есть при росте дохода увеличивается потребление этого товара.

Если ЕdR < 0, то говорят, что в этом случае имеют дело с низшим товаром, то есть по мере роста дохода потребление этого товара сокращается, он заменяется более ценными товарами.

Если ЕdR > 1, то говорят, что товар является предметом роскоши. В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в большей пропорции.

Если 0 < ЕdR < 1, то имеют дело с товаром первой необходимости. В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в меньшей пропорции.

Если ЕdR =0, то имеют дело с совершенно неэластичным спросом по доходу. В этом случае объем спроса на товар не меняется при изменении дохода.

Практическая значимость коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в том, что облегчается процесс прогнозирования развития тех или иных производств. Так, небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент эластичности по доходу указывает на перспективу возможного сокращения производства в данной отрасли.

Пе­ре­кре­ст­ная (кос­вен­ная) эла­стич­ность по­зво­ля­ет из­ме­рить степень изменения в количестве спрашиваемого товара А в ответ на изменение в цене на другой товар В:

; .

где QА/QА – процентное из­ме­не­ние спро­са на про­дукт А,

∆Рв / Рв – процентное из­ме­не­ние це­ны на про­дукт В.

Основные формы перекрестной эластичности:

· положительная эластичность (ЕdАВ > 0) свойственна взаимозаменяемым товарам;

· отрицательная эластичность (ЕdАВ < 0) свойственна взаимодополняемым товарам;

· нулевая эластичность (ЕdАВ = 0) свойственна нейтральным или независимым товарам.

В экономической практике коэффициент перекрестной эластичности может быть использован при осуществлении антимонопольной политики правительства. Если при соответствующем анализе показатель перекрестной эластичности будет положительным и иметь достаточно большое значение, значит даже совершенно различная по своей природе продукция все-таки является конкурирующей и слияние будет запрещено, так как дело касается одного товарного рынка.

Эла­стич­ность пред­ло­же­ния по цене - отношение процентного изменения предлагаемого количества товара к процентному изменению его цены при прочих равных условиях.

.

Основные формы ценовой эластичности предложения:

· эла­стич­ное пред­ло­же­ние – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена;

· предложение с единичной эластичностью – цена и величина предложения изменяются на одинаковый процент;

· неэла­стич­ное пред­ло­же­ние – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена.

Кро­ме то­го, эла­стич­ность пред­ло­же­ния мо­жет при­ни­мать край­ние зна­че­ния - аб­со­лют­но эла­стич­ное, когда кривая предложения горизонтальна и аб­со­лют­но не­эла­стич­ное пред­ло­же­ние, когда кривая предложения вертикальна.

Важ­ней­шее зна­че­ние для эла­стич­но­сти пред­ло­же­ния име­ет фак­тор вре­ме­ни - пе­ри­од, в те­че­ние ко­то­ро­го про­из­во­ди­те­ли име­ют воз­мож­ность при­спо­саб­ли­вать объ­ем пред­ло­же­ния к из­ме­не­нию це­ны.

В эко­но­ми­че­ской тео­рии раз­ли­ча­ют три ти­па рав­но­ве­сия в за­ви­си­мо­сти от вре­мен­ных воз­мож­но­стей у про­из­во­ди­те­лей:

· мгно­вен­ное рав­но­ве­сие - пред­ло­же­ние абсолютно неэластично: у фир­мы нет вре­ме­ни, что­бы из­ме­нить количество предлагаемого товара; повышение спроса в данном случае приводит к повышению цены, но не отражается на величине предложения;

· крат­ко­сроч­ное рав­но­ве­сие – предложение становится более эластичным: расширение объема продаж происходит за счет роста оборотного капитала (величина основного капитала не изменяется), ко­ли­че­ст­во фирм в отрасли остается прежним; повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства в соответствии со спросом;

· дли­тель­ное рав­но­ве­сие – предложение эластично: пред­при­ни­ма­те­ли за­ме­ня­ют и улуч­ша­ют обо­ру­до­ва­ние, а ко­ли­че­ст­во са­мих пред­при­ятий мо­жет из­ме­нять­ся за счет вхо­да и вы­хо­да их из от­рас­ли; увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при несущественном повышении цен.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается движение по кривой спроса и сдвиг кривой спроса?

2. Какие факторы и как влияют на смещение кривой спроса?

3. «Закон спроса действует всегда». Верно ли это утверждение?

4. Сформулируйте закон предложения. Почему кривая предложения имеет восходящий характер (положительный наклон)?

5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие?

6. В чем смысл излишка потребителя, что показывает излишек производителя?

7. Почему при неэластичном спросе выручка от продажи возрастает при повышении цены?

8. Что показывает коэффициент эластичности спроса по доходу?

9. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: