Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.
Эластичность спроса по цене – отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению его цены при прочих равных условиях:
.
Существует два способа вычисления коэффициента эластичности.
Первый позволяет определить точечную эластичность (эластичность в точке). Она характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены:
Где Q1 и P1 — соответственно начальные значения величины спроса и цены; Q2 и Р2 — конечные значения величины спроса и цены.
На практике это встречается либо на монопольном рынке, либо в определенном месте сбыта товара в краткосрочном периоде.
Второй способ расчета позволяет вычислить коэффициент дуговой эластичности. При его расчетах обычно используются средние значения цены и количества продукции для анализируемого периода.
Формула дуговой эластичности имеет следующий вид:
Качественно эластичность спроса по цене может быть описана следующими категориями:
· эластичный спрос - величина спроса изменяется на больший процент, чем цена, и поэтому общий доход (TR = P x Q) возрастает по мере того, как падает цена. К товарам эластичного спроса относят, например, предметы роскоши. Еdр>1;
· неэластичный спрос - величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена, общий доход уменьшается по мере снижения цены. Обычно неэластичный спрос наблюдается на многие виды продуктов питания, медикаменты, другие жизненно важные товары. Еdр<1;
· единичная эластичность - цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент, следовательно, общий доход остается без изменения по мере изменения цены. Еdр=1;
· абсолютно эластичный спрос - кривая спроса является горизонтальной линией. Это означает, с одной стороны, что любое сколь угодно малое повышение цены приводит к уменьшению объема спроса до нуля, т.е. потребители готовы покупать товар только по этой цене и не более. С другой стороны, любое сколь угодно малое понижение цены приведет к увеличению объема спроса до бесконечности. Такое возможно только на рынке совершенной конкуренции или в условиях инфляции. Еdр= ¥;
· абсолютно неэластичный спрос - кривая спроса является строго вертикальной линией, т.е. никакое изменение цены не влечет за собой изменения объема спрашиваемой продукции. Это возможно, например, при реализации жизненно важных лекарств для отдельной группы больных. Еdр =0.
Основные факторы ценовой эластичности спроса:
· наличие у данного товара заменителей: чем больше у товара заменителей, тем выше эластичность (например, неэластичен спрос на соль; эластичен спрос на некоторые марки одного и того же товара - мыло, шампунь и т.п.);
· насущность потребности: чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар (например, спрос на хлеб менее эластичен, чем спрос на туристические путевки). Это правило относится и к тем товарам, потребление которых не может быть отложено (спрос на елки к Новому году, цветы к 8 марта);
· удельный вес расходов на данный товар в бюджете потребителя: чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность;
· качество товара: чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него;
· временные рамки: спрос становится более эластичным с течением времени. Резкое возрастание цен на электроэнергию не сможет сразу резко сократить спрос на нее со стороны производителей. Требуется время, чтобы запустить энергосберегающее оборудование.
При выборе цены предпринимателю необходимо учитывать два правила:
Правило I. В случае неэластичного спроса производителю выгодно повысить цену товара, так как в этом случае выручка увеличивается.
Правило 2. В случае эластичного спроса производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае выручка будет возрастать.
Эластичность спроса по доходу - степень изменения количества спрашиваемого товара в ответ на изменение размера доходов потребителя.
Коэффициент эластичности спроса по доходу:
.
где R - доход потребителя.
Если ЕdR > 0, то говорят, что в этом случае имеют дело с нормальным товаром, то есть при росте дохода увеличивается потребление этого товара.
Если ЕdR < 0, то говорят, что в этом случае имеют дело с низшим товаром, то есть по мере роста дохода потребление этого товара сокращается, он заменяется более ценными товарами.
Если ЕdR > 1, то говорят, что товар является предметом роскоши. В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в большей пропорции.
Если 0 < ЕdR < 1, то имеют дело с товаром первой необходимости. В этом случае рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в меньшей пропорции.
Если ЕdR =0, то имеют дело с совершенно неэластичным спросом по доходу. В этом случае объем спроса на товар не меняется при изменении дохода.
Практическая значимость коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в том, что облегчается процесс прогнозирования развития тех или иных производств. Так, небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент эластичности по доходу указывает на перспективу возможного сокращения производства в данной отрасли.
Перекрестная (косвенная) эластичность позволяет измерить степень изменения в количестве спрашиваемого товара А в ответ на изменение в цене на другой товар В:
; .
где ∆ QА/QА – процентное изменение спроса на продукт А,
∆Рв / Рв – процентное изменение цены на продукт В.
Основные формы перекрестной эластичности:
· положительная эластичность (ЕdАВ > 0) свойственна взаимозаменяемым товарам;
· отрицательная эластичность (ЕdАВ < 0) свойственна взаимодополняемым товарам;
· нулевая эластичность (ЕdАВ = 0) свойственна нейтральным или независимым товарам.
В экономической практике коэффициент перекрестной эластичности может быть использован при осуществлении антимонопольной политики правительства. Если при соответствующем анализе показатель перекрестной эластичности будет положительным и иметь достаточно большое значение, значит даже совершенно различная по своей природе продукция все-таки является конкурирующей и слияние будет запрещено, так как дело касается одного товарного рынка.
Эластичность предложения по цене - отношение процентного изменения предлагаемого количества товара к процентному изменению его цены при прочих равных условиях.
.
Основные формы ценовой эластичности предложения:
· эластичное предложение – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена;
· предложение с единичной эластичностью – цена и величина предложения изменяются на одинаковый процент;
· неэластичное предложение – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена.
Кроме того, эластичность предложения может принимать крайние значения - абсолютно эластичное, когда кривая предложения горизонтальна и абсолютно неэластичное предложение, когда кривая предложения вертикальна.
Важнейшее значение для эластичности предложения имеет фактор времени - период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены.
В экономической теории различают три типа равновесия в зависимости от временных возможностей у производителей:
· мгновенное равновесие - предложение абсолютно неэластично: у фирмы нет времени, чтобы изменить количество предлагаемого товара; повышение спроса в данном случае приводит к повышению цены, но не отражается на величине предложения;
· краткосрочное равновесие – предложение становится более эластичным: расширение объема продаж происходит за счет роста оборотного капитала (величина основного капитала не изменяется), количество фирм в отрасли остается прежним; повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства в соответствии со спросом;
· длительное равновесие – предложение эластично: предприниматели заменяют и улучшают оборудование, а количество самих предприятий может изменяться за счет входа и выхода их из отрасли; увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при несущественном повышении цен.
Контрольные вопросы
1. Чем отличается движение по кривой спроса и сдвиг кривой спроса?
2. Какие факторы и как влияют на смещение кривой спроса?
3. «Закон спроса действует всегда». Верно ли это утверждение?
4. Сформулируйте закон предложения. Почему кривая предложения имеет восходящий характер (положительный наклон)?
5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие?
6. В чем смысл излишка потребителя, что показывает излишек производителя?
7. Почему при неэластичном спросе выручка от продажи возрастает при повышении цены?
8. Что показывает коэффициент эластичности спроса по доходу?
9. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов?