Операционные сегменты. МСФО 8 требует от компании представления финансовой и описательной информации о своих отчетных сегментах

Отчетные сегменты представляют собой операционные сегменты деятельности или агрегированные группы сегментов деятельности, отвечающие определенным критериям.

Операционный сегмент - это компонент компании, осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить или ожидать получения выручки и предусматривает несение расходов (включая выручку и расходы, связанные с совершением операций с другими компонентами одной и той же компании); результаты деятельности которого регулярно анализируются ответственным лицом компании, принимающим операционные решения, в целях принятия решений о выделении сегменту ресурсов и оценки эффективности его деятельности; по которому имеется отдельная финансовая информация.

Не каждая часть компании непременно представляет собой операционный сегмент или часть операционного сегмента. Например, некоторые функциональные департаменты могут не приносить выручку или же приносимая ими выручка является побочной в деятельности компании, и они не будут являться операционными сегментами.

Понятие "ответственное лицо, принимающее операционные решения" обозначает функцию, которая состоит в выделении ресурсов и оценке результатов деятельности операционных сегментов компании.

Компания может готовить отчетность, в которой ее хозяйственная деятельность представлена различными способами. Если ответственное лицо, принимающее операционные решения, использует несколько комплектов сегментной информации, то с помощью иных факторов можно выделить единый комплект компонентов в качестве составляющих операционные сегменты компании (включая характер хозяйственной деятельности каждого компонента, существование руководителей, ответственных за них, и информации, представляемой совету директоров).

Как правило, операционный сегмент имеет руководителя сегмента, который непосредственно подотчетен ответственному лицу, принимающему операционные решения, и осуществляет регулярное взаимодействие с ним в целях обсуждения вопросов операционной деятельности, финансовых результатов, прогнозов или планов по сегменту.

Отчетные сегменты. Компания должна представлять отдельно информацию по каждому операционному сегменту, который был выделен или сформирован в результате объединения двух или более сегментов и превышает количественные пороговые значения.

В соответствии с МСФО 8 два или более операционных сегмента могут быть объединены в единый операционный сегмент, если сегменты имеют схожие экономические характеристики, а также схожи по всем нижеприведенным факторам:

- характеру продукции или услуг;

- характеру производственных процессов;

- виду или категории клиентов их продукции или услуг;

- способам распространения продукции или предоставления услуг;

- специфике нормативно-правовой базы.

В соответствии с МСФО 8 компания должна представлять отдельно информацию по операционному сегменту, если его показатели превосходят какое-либо из следующих количественных пороговых значений:

- его выручка от продажи внешним клиентам, а также от операций с другими сегментами составляет не менее 10% от совокупной выручки (внутренней и внешней) всех операционных сегментов;

- результат соответствующего сегмента независимо от того, является он прибылью или убытком, составляет не менее 10% от совокупного результата всех операционных сегментов в отношении прибыли или совокупного результата всех операционных сегментов в отношении убытка в зависимости от того, какой показатель имеет более высокое значение;

- его активы составляют не менее 10% от совокупных активов всех операционных сегментов.

Операционные сегменты, показатели которых ниже какого-либо из количественных пороговых значений, также могут рассматриваться в качестве отчетных, и информация по ним может раскрываться отдельно, если, по мнению руководства, информация по сегменту является полезной для пользователей.

Для формирования отчетного сегмента компания может объединить информацию по операционным сегментам, показатели которых ниже количественных пороговых значений с информацией по другим операционным сегментам, показатели которых также ниже количественных пороговых значений, только в том случае, если операционные сегменты имеют схожие экономические характеристики и отвечают большинству критериев объединения.

Если совокупная выручка от продажи внешним клиентам по операционным сегментам составляет менее 75% от общей выручки компании, то следует дополнительно выделять операционные сегменты (даже если они не отвечают критериям) до тех пор, пока как минимум 75% выручки компании не будет приходиться на отчетные сегменты.

Информацию о других видах хозяйственной деятельности и операционных сегментах, которые не являются отчетными, необходимо объединить и раскрыть по категории "все прочие сегменты" отдельно от прочих сверяемых статей. Следует дать описание источников выручки, включенных в категорию "все прочие сегменты".

Если, по мнению руководства, операционный сегмент, выделенный в качестве отчетного сегмента в непосредственно предшествующий период, продолжает представлять значимость, информацию об этом сегменте в текущем периоде следует продолжить представлять отдельно, даже если она более не отвечает установленным критериям.

Если операционный сегмент выделен в качестве отчетного сегмента в текущем периоде, данные по сегменту за предыдущий период, представляемые для целей сопоставления, должны быть пересчитаны для учета нового отчетного сегмента в качестве отдельного сегмента, даже если этот сегмент не удовлетворяет критериям по составлению отчетности в предыдущий период. Это требование не применяется в случаях, когда необходимая информация отсутствует и затраты на ее подготовку были бы чрезмерно большими.

По практическим соображениям представляется возможным установить предел по количеству отчетных сегментов, по которым компания раскрывает информацию отдельно. Сверх этого предела сегментная информация может стать неоправданно детальной. Несмотря на то что в Стандарте точный предел не был определен для случаев, когда количество отчетных сегментов превышает десять, компании следует рассмотреть, был ли этот предел превышен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: