Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство изменяется вместе с развитием общества, формой его организации. Можно говорить о различных особенностях государственного механизма, о его служении целям демократии, о подчинении государства общечеловеческим ценностям. В настоящее время идеальной моделью государства считается правовое государство.
Для характеристики государства важно связать его формирование и деятельность с правом. Государственная власть действует на основе и в рамках (границах) права (закона).
Во все времена существования государства призывы к построению правового государства и сам процесс его формирования являлись реакцией на антидемократические методы осуществления власти, абсолютизм, деспотическое государство. Эти призывы появлялись тогда, когда граждане, как и общество в целом, стремились освободиться от тормозивших развитие общества факторов. Именно поэтому наиболее сильные идеи правового государства возникли в период борьбы против узаконенного произвола, кулачного права, всякого рода привилегий.
|
|
Извлекая уроки из исторического опыта, следует иметь в виду, что идея правового государства тогда будет устойчивой и конструктивной, когда оно будет формироваться с учетом определенных признаков.
Прежде всего, государство должно самоограничивать себя действующими в нем правовыми нормами. Праву (закону) обязаны подчиняться псе без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане. Поэтому важнейшим признаком правового государства является верховенство права. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения во всех сферах государственной жизни регулируются законами. Как высшая форма отражения государственной воли народа, законы обладают более высокой юридической силой по отношению к другим актам всех иных органов государства.
При характеристике взаимоотношений государства и граждан многие годы было принято в большей мере подчеркивать ответственность граждан перед государством.
Однако в правовом государстве юридическая ответственность не должна носить односторонний характер. Для правового государства характерны также регулируемые законом его взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, ответственны перед человеком и гражданином. Такое государство рассматривает права и свободы человека, его честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивает их защиту от любого произвола. При выполнении того или иного закона правовое государство возлагает на себя конкретные обязательства перед гражданами и должно определить правовые меры ответственности своих представителей за действия, совершаемые от его имени.
|
|
Одной из важных черт правового государства в его взаимоотношениях с гражданами является наличие юридических процедур, рассчитанных на разрешение любых ситуаций, с которыми могут столкнуться граждане в сере действия права. У гражданина в каждом случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он мог бы защищать свои права, свои законные интересы. Их отсутствие фактически лишает граждан реальных возможностей воспользоваться теми правами, которые предоставлены им законом.
Говоря от ответственности государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом. Осознание такой ответственности приобретает особое значение для возрождения доверия граждан к своему государству, их заинтересованности в делах, от которой во многом зависит судьба государства. Утверждение личных прав и свобод, осуществление демократии в целом должны идти рука об руку с укреплением законности, осознанием каждым необходимости безусловного доверия к закону. Демократия несовместима ни со своеволием, ни с безответственностью.
Признаком правового государства является наличие определенных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных актов. На страже прав гражданина должна стоять судебная власть. Для обеспечения возложенных функций судьи должны действовать в рамках строго определенных процедур. Они обладают независимостью и подчиняются только закону. Суд - это образец обеспечения правовой государственности.
Для правового государства определяющим признаком является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Представляя собой завоевание человеческой мысли, разделение властей может быть направлено против авторитаризма в государственном строе, служить целям демократии в государственном управлении. В федеральных государствах наряду с горизонтальным разделением властей проводится и принцип вертикального разделения предметов ведения и полномочий между Федерацией и её Субъектами. Можно сделать вывод, что в правовом государстве под воздействием права оказывается самая ответственная и самая значимая зона в жизни общества - государственная власть. Органы государства под влиянием права должны делать такие шаги, которые гражданам и обществу объективно необходимы и отражают интересы различных слоев населения и общества в целом.
§ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА (ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА)
Для юридической науки проблема функций государства - одна из самых значительных. Это объясняется тем, что функции государства выражают его сущность и назначение в обществе. Определение функций государства дает возможность ответить на вопрос: что должно делать государство в конкретно-исторический период (на какие стороны жизни общества воздействует государство - экономику, политику, охрану прав личности и др.), на каких вопросах данного отношения государство сосредоточивает внимание (развитии предпринимательства, совершенствовании деятельности органов государства и др.). Следует при этом подчеркнуть, что это еще не сама деятельность. Функция - это объективная необходимость развития государства в определенном направлении. Сама деятельность может соответствовать направлению (функции), а может и не соответствовать, противоречить тому или иному основному направлению.
|
|
Таким образом, общее понятие функций государства также реально, как и общее понятие государства. Это предполагает существование одинаковых функций у любого государства, наличие которых не зависит от усмотрения государственной власти. Конкретная расстановка функций, их взаимодействие, удельный вес каждой функции определяются конкретными внутренними внешними факторами. Война или мир, перестройка экономики, стимулирование научно-технического прогресса - все это вызывает заметное развитие функций (их изменение). Таким образом, исследование функций государства тесно связано с общественно-политической практикой, социально-экономическими потребностями населения.
Изучение развития функций государства предполагает, прежде всего, выявление и сопоставление функций между собой. Используются различные признаки (критерии), которые позволяют объединить функции в различные группы.
По времени действия функции делятся на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его существования (например, функция обороны, поддержания общественного порядка). Появление временных функций вызывается особыми (специфическими) условиями общественного развития. Исчезновение специфических условий влечет за собой исчезновение временных функций.
Высказывается мнение, что функции следует делить на основные и не основные. Конечно, каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Но это не исключает возможность выявления функций, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными.
По сферам деятельности государства (сторонам жизни общества) функции государства делятся на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства можно классифицировать на:
а) Экономические (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, создание соответствующих условий для существования различных форм собственности и пр.).
|
|
б) Политические функции (обеспечение государством общественной безопасности, национального согласия, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.).
в) Социальные (охрана прав и свобод населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни населения, обеспечение необходимых условий в области организации труда, его оплаты, быта и др.).
г) Идеологические (поддержка определенной, в том числе религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки и культуры и др.).
Внешние функции государства проявляются во внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства, его взаимоотношениях с другими государствами. Внешние функции характеризуют деятельность государства как единого целого, обращенную не внутрь страны, а на внешние вопросы его жизнедеятельности.
К числу внешних функций относится одна из "старейших" функций - функция обороны страны. Данная функция основывается на признании принципа поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности, обеспечения целостности и неприкосновенности территории государства.
Следующая внешняя функция - функция международного сотрудничества. Данная функция включает в себя два самостоятельных направления:
а) внешнеэкономическую деятельность;
б) внешнеполитическую деятельность.
Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны между собой. Так, ряд внутренних функций приобретают внешний характер. Например, экологическая функция обязывает государство поддерживать условия существования людей на собственной территории и взаимодействовать с другими государствами в сохранении мировой среды существования человечества. Радиоактивные отходы, промышленное загрязнение водных и воздушных ресурсов, сокращение лесов - этих «легких земли» - иные неблагоприятные последствия - все это ужасающая реальность современного человеческого существования. Для предотвращения угрозы возможных, и ликвидации разразившихся, экологических катастроф требуются согласованные усилия многих государств.
Процессы, происходящие в мировой экономике, всеобщее перераспределение экономических и иных ресурсов, появление транснациональных компаний и иные экономические факторы межгосударственного значения - все это оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю деятельность государства.
Характеристика функций государства требует изучения (анализа) тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Осуществляя свои функции, государство использует разнообразные формы и методы. Важнейшее место среди них занимают правовые формы и методы. Правовые формы разделяются на правотворчество (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменение (деятельность органов государства по реализации права), охранительная деятельность (деятельность по осуществлению контроля, реализации мер юридической ответственности). Неправовыми формами осуществления функций государства являются: подбор и расстановка кадров, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение и другие. В число правовых методов (способов) осуществления функций включаются: дача руководящих предписаний, контроль и надзор за соблюдением и исполнением законов, применение мер принуждения и ряд других. К неправовым (организационным) методам относятся: экономические (госзаказы, выдача кредитов, регулирование цен и др.), политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.), идеологические (обращение к населению, призывы и пр.), собственно организационные (планирование, программирование и т. д.).