Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание Российской Федерации - является представительным и законодательным органом государственной власти. Как представительный орган, Федеральное Собрание формируется путем выражения воли народа, т.е. путем выборов. Общее собирательное название представительных законодательных органов в мире - парламент.
Оно представляет многонациональный народ России и субъекты федерации. Признание же его законодательным органом означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом. Как законодательный орган Федеральное Собрание осуществляет контроль за исполнительной властью, т.е. за Правительством. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
Федеральное Собрание состоит из двух равноправных палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Совместные заседания палат парламента проводятся для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
|
|
Заседания палат парламента проходят открыто (гласно). В отдельных случаях, при рассмотрении вопросов, связанных с государственной тайной, обороноспособностью и безопасностью государства, палаты могут проводить закрытые заседания.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 5 августа 2000 года вступил в силу федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с этим законом законодательный (представительный) орган власти субъекта федерации избирает своего представителя в Совет Федерации по предложению председателя этого органа или группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов. Он избирается на срок полномочий избравшего его законодательного органа власти субъекта РФ. Представитель же от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается в Совет Федерации высшим должностным лицом субъекта Федерации на срок его полномочий. Данный порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2002года. До поступления этого срока в состав Совета Федерации входили по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.
Согласно Конституции Российской Федерации, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами России, утверждение указов главы государства о введении чрезвычайного и военного положения, решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за её пределами, назначение выборов Президента Российской Федерации, отрешение Президента России от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
|
|
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принимаются большинством голосов от общего числа членов палаты.
Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют только граждане России, достигшие на день выборов восемнадцатилетнего возраста. Депутаты Государственной Думы избираются сроком на 4 года. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральным законом от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Этим законом устанавливается мажоритарно-пропорциональная (смешанная) избирательная система. Это означает, что половина (225 депутатов) состава Государственной Думы избирается по одномандатным округам, то есть от каждого избирательного округа избирается один депутат. Другая половина избирается по общефедеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями (партиями) и избирательными блоками. Мандаты при этом распределяются пропорционально количеству набранных голосов между избирательными объединениями (партиями), набравшими не менее 5% голосов избирателей.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть членами Совета Федерации, депутатами других представительных органов, занимать иные оплачиваемые должности на государственной службе. За свою работу в парламенте народные избранники получают заработную плату. В период осуществления своих полномочий депутаты обладают неприкосновенностью.
К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. По вопросам, отнесенным к её ведению, Государственная Дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов.
Кроме того, с целью осуществления контроля за деятельностью Правительства России и исполнением бюджета обе палаты парламента образуют Счетную палату. При этом каждая палата назначает половину состава ее аудиторов. При этом Государственная Дума назначает и освобождает от должности Председателя счетной палаты, а Совет Федерации - его заместителя.
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих случаях:
- после трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации;
- в случае повторного в течении трех месяцев выражения недоверия Правительству Российской Федерации;
|
|
- при отказе в доверии Правительству России, если глава Правительства сам поставил вопрос о доверии Правительству.
Причем в последних двух случаях глава государства может либо распустить Государственную Думу, либо объявить об отставке Правительства.
Особое место в компетенции Федерального Собрания занимают законодательные полномочия. Это вытекает из его конституционного статуса как законодательного органа. Парламент может принимать законы, которые охватывают наиболее важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни.
Федеральное Собрание может принимать законы только в пределах предмета ведения Российской Федерации и совместного ведения России и её субъектов. В предметы ведения субъектов Российской Федерации законодательный орган вторгаться не имеет конституционного права. Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Конституция Российской Федерации регулирует порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов, т.е. весь законодательный процесс.
Законопроекты вносятся только в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, но только по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
|
|
Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему на подпись федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности:
1) Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2)Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
3) Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. При этом Президент не имеет права вето в отношении этих законов.
Порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов должен обеспечивать демократизм формирования выраженной в законах государственной воли народа, отражение его мнения и интересов.
§ 3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласно Конституции Российской Федерации, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство - это высший коллегиальный орган, осуществляющий государственное управление. Как высший орган исполнительной власти, Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Оно обеспечивает функционирование всей системы исполнительной власти на всей территории государства, направляет деятельность министерств и иных органов федеральной исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Кандидатура Председателя Правительства вносится на рассмотрение Государственной Думы в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства Российской Федерации Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы Правительства. Члены Правительства не могут занимать иную должность на государственной службе, в коммерческих, общественных органах и политических партиях. Они не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую другую работу, кроме преподавательской и научно-творческой деятельности. Они не могут быть также депутатами и членами палат Парламента.
Правительство может подать в отставку по своей инициативе. Президент имеет право её принять или отклонить. В то же время Президент имеет право отправить в отставку Правительство.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. В этом случае глава государства вправе объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента России продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
Как федеральный исполнительный орган власти Правительство России наделено широким кругом конституционных полномочий.
Оно организует реализацию внутренней и внешней политики государства, осуществляет государственное управление и регулирование во всей сферах социально-экономической жизни, обеспечивает исполнение Конституции и федеральных законов. Правительство федеральной конституцией наделено правом законодательной инициативы.
В области управления экономикой Правительство:
-обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране;
-создает условия для свободного развития предпринимательства;
-обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;
-осуществляет управление федеральной собственностью;
-разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
В области социальной политики Правительство:
-разрабатывает программы социального развития; реализует единую политику в области здравоохранения, науки, образования и культуры;
-обеспечивает проведение единой государственной политики, реализацию прав граждан в области социального обеспечения и социальной защиты;
- принимает меры по реализации прав граждан на получение пенсий и пособий; способствует развитию физической культуры, спорта и туризма.
В области обеспечения законности, прав и свобод граждан:
- принимают меры по охране общественного правопорядка, борьбе с преступностью;
- разрабатывает и реализует единую политику в области обеспечения безопасности личности, защиты прав и свобод человека и гражданина;
-разрабатывает и реализует программу борьбы с преступностью.
В области обороны и безопасности страны Правительство России осуществляет меры по обеспечению её обороны:
- принимает меры к обеспечению государственной безопасности;
- принимает меры по охране государственной границы;
- руководит гражданской обороной
.
В области внешней политики Правительство России заключает международные договоры и представляет интересы Российской Федерации в международных организациях.
Правительство на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.