Закон спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения:
эффект дохода – при снижении цены на товар покупательская способность денежного дохода потребителя увеличивается, поэтому он в состоянии купить большее количество данного товара (удорожание товара ведет к снижению спроса);
эффект замещения – при повышении цены на товар спрос на него сокращается, потому что подорожавший товар можно заменить другим аналогичным товаром.
Нормальные товары – при снижении цены на эти товары покупатели увеличивают их потребление.
Низшие (низкокачественные) товары – при снижении цены спрос сокращается, потому что сэкономленные средства можно потратить на покупку более качественного товара (отрицательный эффект замены).
Неценовые факторы (детерминанты) спроса:
1) денежные доходы населения;
2) вкусы и предпочтения покупателей;
3) цены на взаимосвязанные товары (товары-заменители – субституты;
взаимодополняемые товары – комплементы);
4) общее число покупателей;
5) потребительские ожидания;
6) налоги и дотации;
7) внешние условия (сезонные покупки)
Qd = f (P, I, Pn, …, Z).
Влияние неценовых факторов приводит к сдвигу кривой спроса.