Потребность – желание получения товара или услуги. Потребности формируют спрос

Перед каждым потребителем стоит 3 вопроса:

1. Что купить? Сравнение полезности

2. Сколько стоит? → Необходимость → тех благ, которые

3. Хватит ли денег? выбора необходимы и доступны

Факторы, определяющие поведение потребителя:

вкусы и предпочтения;

уровень цен;

величина дохода.


Полезность (utility) – способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности. Принцип максимизации полезности: достижение наибольшей выгоды при имеющихся возможностях.

Функция полезности – зависимость между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемым при этом потребителем – показывает предпочтения потребителя: U = f (Q i).

Общая полезность TU (total utility) – мера общего удовлетворения, получаемая от потребления данного количества товара в определенный промежуток времени (рис.11):

TU=U1+U2+…+Un.

Предельная полезность MU (marginal utility) – дополнительная полезность, получаемая от потребления каждой следующей единицы товара (изменение TU):

MU = ΔTU/ΔQ.

Рис. 11. Общая и предельная полезность

Два подхода оценки полезности: кардиналистский (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) – количественный; ординалистский (Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер) – оценка полезности по порядковой шкале (более полезно – менее полезно).

2.3.2. Кардиналистская теория предельной полезности

При кардиналистском (количественном) подходе полезность измеряется в абсолютных гипотетических единицах U«ютилях» (utile).

Количественная оценка полезности характеризует сугубо индивидуальный, субъективный подход, при этом учитывается не только полезность блага, но и предел насыщения потребности в единицу времени.

Первый закон Г. Госсена: предельная полезность блага убывает по мере увеличения количества потребляемых благ.

Второй закон Г. Госсена: при заданных ценах и доходе потребитель максимизирует полезность в том случае, если отношение предельной полезности к цене по всем приобретаемым благам будет одинаковым.

Потребительский выбор (рациональное поведение потребителя) – это выбор, максимизирующий функцию полезности потребителя в условиях ограниченности возможностей (дохода при заданных ценах).

Равновесие потребителя: рациональный потребитель так осуществляет покупки, чтобы каждый товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он максимизирует свое удовлетворение, оставаясь в рамках своего дохода.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: