Перед каждым потребителем стоит 3 вопроса:
1. Что купить? Сравнение полезности
2. Сколько стоит? → Необходимость → тех благ, которые
3. Хватит ли денег? выбора необходимы и доступны
Факторы, определяющие поведение потребителя:
вкусы и предпочтения;
уровень цен;
величина дохода.
Полезность (utility) – способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности. Принцип максимизации полезности: достижение наибольшей выгоды при имеющихся возможностях.
Функция полезности – зависимость между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемым при этом потребителем – показывает предпочтения потребителя: U = f (Q i).
Общая полезность TU (total utility) – мера общего удовлетворения, получаемая от потребления данного количества товара в определенный промежуток времени (рис.11):
TU=U1+U2+…+Un.
Предельная полезность MU (marginal utility) – дополнительная полезность, получаемая от потребления каждой следующей единицы товара (изменение TU):
MU = ΔTU/ΔQ.
Рис. 11. Общая и предельная полезность
|
|
Два подхода оценки полезности: кардиналистский (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) – количественный; ординалистский (Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер) – оценка полезности по порядковой шкале (более полезно – менее полезно).
2.3.2. Кардиналистская теория предельной полезности
При кардиналистском (количественном) подходе полезность измеряется в абсолютных гипотетических единицах U – «ютилях» (utile).
Количественная оценка полезности характеризует сугубо индивидуальный, субъективный подход, при этом учитывается не только полезность блага, но и предел насыщения потребности в единицу времени.
Первый закон Г. Госсена: предельная полезность блага убывает по мере увеличения количества потребляемых благ.
Второй закон Г. Госсена: при заданных ценах и доходе потребитель максимизирует полезность в том случае, если отношение предельной полезности к цене по всем приобретаемым благам будет одинаковым.
Потребительский выбор (рациональное поведение потребителя) – это выбор, максимизирующий функцию полезности потребителя в условиях ограниченности возможностей (дохода при заданных ценах).
Равновесие потребителя: рациональный потребитель так осуществляет покупки, чтобы каждый товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он максимизирует свое удовлетворение, оставаясь в рамках своего дохода.