Олигополия и основы стратегического поведения

2.8.1. Олигополия и ее черты.

2.8.2. Модели ценового поведения фирм-олигополистов.

2.8.3. Показатели монопольной власти

2.8.1. Олигополия и ее черты

Олигополия (от греч. oligos – мало, несколько, poleo – продаю, торгую) – рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами (металлургия, автомобилестроение, электроника, судо-, самолетостроение, производство цветных металлов, алюминия, стали, табачных изделий).

Характерные черты:

небольшое число крупных фирм, доминирующих на рынке (до 10);

продукция стандартизированная (сталь, цемент, медь, алюминий) или дифференцированная (автомобили, станки, сигареты);

высокие барьеры для вступления в отрасль; контроль над ценами;

конкуренция носит неценовой характер (техническое превосходство, качество и надежность товаров);

взаимозависимость фирм.

Барьеры для входа новых фирм:

положительный эффект масштаба;

большие первоначальные инвестиции;

патенты и лицензии;

монополия контроля над редкими источниками сырья;

совместные действия олигополий против проникновения новичков.

Всеобщая взаимозависимость

Каждая из фирм в отрасли при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Необходимо учитывать возможные ходы противника.

Возможны две основные формы поведения фирм:

некооперативное – каждый продавец сам решает проблему определения цены и объема выпуска продукции;

кооперативное – соглашения, учитывающие возможные действия других производителей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: