2.8.1. Олигополия и ее черты.
2.8.2. Модели ценового поведения фирм-олигополистов.
2.8.3. Показатели монопольной власти
2.8.1. Олигополия и ее черты
Олигополия (от греч. oligos – мало, несколько, poleo – продаю, торгую) – рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами (металлургия, автомобилестроение, электроника, судо-, самолетостроение, производство цветных металлов, алюминия, стали, табачных изделий).
Характерные черты:
небольшое число крупных фирм, доминирующих на рынке (до 10);
продукция стандартизированная (сталь, цемент, медь, алюминий) или дифференцированная (автомобили, станки, сигареты);
высокие барьеры для вступления в отрасль; контроль над ценами;
конкуренция носит неценовой характер (техническое превосходство, качество и надежность товаров);
взаимозависимость фирм.
Барьеры для входа новых фирм:
положительный эффект масштаба;
большие первоначальные инвестиции;
патенты и лицензии;
|
|
монополия контроля над редкими источниками сырья;
совместные действия олигополий против проникновения новичков.
Всеобщая взаимозависимость
Каждая из фирм в отрасли при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Необходимо учитывать возможные ходы противника.
Возможны две основные формы поведения фирм:
некооперативное – каждый продавец сам решает проблему определения цены и объема выпуска продукции;
кооперативное – соглашения, учитывающие возможные действия других производителей.