Индекс Лернера –индекс монопольной власти:
IL = (Pm – MC) / Pm = 1/ E (от 0 до 1),
где Pm – монопольная цена;
МС – предельные издержки (на практике заменяют средними издержками АС);
Е – эластичность спроса на продукцию.
Чем больше IL, тем больше монопольная власть (для совершенной конкуренции IL = 0, т.к. Р = МС).
Индекс Херфиндаля – Хиршмана (ННI) – степень концентрации на отраслевом рынке:
ННI = S 1² + S 2² + S 3² +... + Sn ²,
где Sn – доля фирмы на рынке, %;
n – число фирм в отрасли.
С увеличением концентрации рынка индекс ННI увеличивается, достигая максимальной величины 10000 для монополии (S1= 100%).
Методы антимонопольного регулирования:
1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутреннего рынка для зарубежных фирм;
3) принудительное разделение крупных фирм-монополистов на несколько более мелких независимых фирм;
4) введение госконтроля за процедурами создания и поглощения фирм;
5) введение прямого госконтроля за ценами и заработными платами;
Наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.
Наказанию не подлежат фирмы, которые сумели захватить значительную долю рынка за счет: создания уникального товара; эффективного маркетинга; разработки и освоения новой технологии.