Группа - совокупность объектов, объединенных общим признаком. Признаки малой группы: общая цель, совместная деятельность, локализация в пространстве и времени, наличие взаимоотношений. Классификация малых групп: формальные и неформальные, условные и реальные, лабораторные и естественные.
Референтная группа - совокупность объектов, на мнение которых ориентируется человек в своем поведении.
Стиль руководства - совокупность типичных форм взаимодействия руководителя и подчиненных. Выделяют следующие стили руководства:
авторитарный - руководитель самостоятельно планирует и организовывает активность группы, нужен при большой разнице опыта руководителя и членов группы (например, с детьми);
демократический – руководитель в своих решениях советуется с членами группы, рекомендуется при совместной деятельности, где от осознавания целей членами группы зависит общая эффективность работы;
либеральный – члены группы сами определяют форму, направленность и продолжительность активности. Используется при опытности членов группы и в неформальных отношениях.
|
|
Динамика развития малых групп. В концепции развитии малой группы по А.С.Макаренко (педагогический подход) лежит особенность взаимодействия руководителя и группы на разных этапах: полное руководство (авторитарный стиль), сотрудничество с активом (демократический), самоуправление (либеральный).
По динамике межличностных взаимоотношений внутри группы (по Л.Уманскому) выделяют этапы: группа-конгломерат, группа-кооперация, группа-корпорация, группа-коллектив.
Лидер | ||||||||||||
Формальный | = | Неформальный | ||||||||||
Деловой | # | Эмоциональный | ||||||||||
Рис. 11. Виды лидерства
Лидер - личность, которой группа доверяет принятие решение в ответственных ситуациях. Выделяют формальных (назначаемых) и неформальных (сформировавшихся в процессе совместной деятельности) лидеров. В неформальном лидерстве можно выделить деловых (организационных) и эмоциональных лидеров.
Желательно, чтобы в типичной деятельности группы формальный лидер был также и неформальным, а для дополнительных видов деятельности желательны различные лидеры (ситуативные).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ