Методические подходы к образованию

1. Системно-прогностический и социально-экологический подходы к образованию. При этом образование рассматривается как целостная система, являющаяся динамической частью общества, отражающая происходящие в нем перемены, но достаточно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями.

2. Личностно-деятельностный подход к образованию. Этот подход предполагает равноправные, портнерские отношения участников образовательного процесса. Преподаватель и обучающийся (студент, слушатель) выступают как субъекты деятельности в едином целостном учебно-воспитательном процессе. Важным условием при этом выступают гуманистические установки педагога по отношению к обучающимся, в том числе доверительное, диалогическое общение со студентами и слушателями, уважительное отношение к их жизненному и профессиональному опыту, накопленному иногда в течение нескольких десятков лет, их мировоззренческим установкам. А значит, совместное продвижение к новому знанию и уровню профессиональной компетентности.

3. Регионализация образования. Регионализация предполагает учет специфики региона, где проходит обучение и для которого осуществляется подготовка специалистов. Региональная составляющая включена в новые государственные образовательные стандарты, под нее выделяется существенная доля времени в учебных планах и программах. Это позволяет учитывать социально-экономические, демографические, культурные особенности конкретного региона, находить оптимальное сочетание между базовым, региональным и вузовским компонентами образования.

4. Саморазвитие системы образования. Этот подход предусматривает способность образовательной системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательного процесса, способность к самоуправлению и непрерывному самообновлению. При этом саморазвитие образовательной системы невозможно за счет усовершенствования отдельных сторон учебно-воспитательного процесса, открытия новых образовательных учреждений, смены их названий и т. п. Самообновлению системы будет способствовать создание творческой атмосферы в педагогических коллективах, заинтересованное участие профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательской деятельности, инновационных процессах, педагогическое сотрудничество и сотворчество с обучающимися, создание свободных образовательных зон, возрождение и обновление воспитательной работы в вузах.

5. Парадигмальный подход к образованию. Образовательная парадигма как совокупность теоретических и методологических предпосылок для решения научно-педагогических проблем, базируется на определенных ценностях. В соответствии с этими ценностями педагогический процесс может быть направлен на интересы государства, общества или личности (личностно-ориентированное обучение); взаимоотношения между субъектами обучения могут быть авторитарными или демократичными, гуманистическими; содержание образовательного процесса может быть знаниевым или развивающим, формирующим творческую личность и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: