Структура доходов. Распределение доходов в обществе, проблема неравенства

Под доходами обычно понимается сумма денежных средств, получаемая за определенный промежуток времени и предназначаемая для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т.к. определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума, отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и другие.

Следует. различать номинальный,распологаемый и реальный доходы. Номинальный доход – это вся сумма денежного дохода,не зависящая от налогообложения и измения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет распологаемый доход. Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг,которое можно приобрести на распологаемый доход.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников,основными из которых являются факториальные доходы, денежные поступления из общественных фондов потребления в виде выплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.) и прочие источники.

Средства, получаемые населением в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляет решающую часть доходов этой группы населения: заработная плата, доходы от собственного хозяйства и пр.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты из общественных фондов потребления, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного ряда пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработице).

Денежные доходы населения, получаемые через финансово – кредитную систему, предоставляются в виде:

1. выплат по государственному страхованию;

2. банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство;

3. процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

4. доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;

5. выигрышей по лотереям.

Для определения степени неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца. Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.

Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающую степень неравенства в распределении доходов. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая АР, когда 20 % семей распологают 20 % совокупного дохода, 40% семей – 40% и т.п. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.

Следует отметить, что личный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее.

К причинам неравенства в распределении доходов кроме отсутствия условий для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы владение собственностью, степень рыночной власти, и также удача, связи, несчастья и дискриминация.

С проблемами дифференциации доходов связаны проблемы бедности и социальной справедливости в обществе. Рыночная экономика сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту функцию берет на себя государство, перераспределяя уже распределенные доходы. К способам перераспределения доходов государством принадлежит прежде всего проведение соответствующей фискальной политики. Государство имеет возможность осуществлять трансфертные платежи наименее защищенным слоям населения, стимулировать предпринимательство и эффективность производства, формировать фонды общественного потребления, реализовывать государственные программы социальной защиты, развития непроизводственной сферы и т.д.

Важным средством перераспределения доходов выступает установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальные ставки заработной платы, субсидирование отдельных отраслей и производств.

В переходный период к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо приведение в соответствие относительно фиксированных доходов повышению стоимости жизни. Способами реализации этого соответствия являются компенсации, адаптация и индексация доходов.

Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением различных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом.

Адаптация – это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимума заработной платы.) по мере роста стоимости жизни.

Индексация -доходов представляет собой автоматическую корректировку номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В качестве индексируемых величин могут выступать заработная плата, сбережения, социальные выплаты и пособия, шкала подоходного налога.

3. Основные направления социальной защиты населения.

Создание системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики. Под социальной защитой понимаются определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции. Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств.

Механизм социальной защиты включает меры, касающиеся всех членов общества, и меры, адресованные отдельным социальным группам. К числу первых относятся обеспечение системы эффективной занятости, установление прожиточного минимума в денежной форме, так и в форме «потребительской корзины» защита интересов потребителя, компенсация, адаптация и индексация доходов. Меры социальной защите отдельных групп населения включают обеспечение социальной помощи бедным и выплаты из фондов общественного потребления.

Меры по социальной защите населения могут быть активной и пассивной формы. Примерами активной формы могут служить подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест и др. Пассивные формы сводятся в основном к выплате соответствующих пособий и дотаций.

Величина прожиточного минимума служит ориентиром при определении минимальной заработной платы, различных пособий, в т. ч. и по безработице.

К бедным, или малообеспеченным, группам населения относят тех граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума. В некоторых странах порог бедности составляет 40-60% от уровня среднего дохода взрослого человека. К малообеспеченным принадлежат молодежь, женщины, имеющие детей, пенсионеры, лица, имеющие малообеспеченную работу или работающие неполный рабочий день.

Социальная защита малообеспеченных проявляется в виде денежных выплат, предоставлении благ и услуг в натурально – вещественной форме, различных льгот, пособии, помощи на дому больным и престарелым, полной отмены или частичной оплаты коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д..

Выплаты из общественных фондов потребления – это в основном пенсии, стипендии и различные пособия. Пенсия – это денежное пособие, получаемое мое гражданином после достижения им установленного законам возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.

К трудовым пенсиям относятся пенсии по возрасту, инвалидности, в случая потери кормилица и за выслугу лет.

Социальные пенсии назначаться неработающи гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию. Выплата пенсии осуществляется из специального фонда, который образуется за счет взносов работодателей, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета.

Государственные стипендии выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции и зависит от типа учебного заведения и степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получаю именные стипендии.

Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и др.

Следует помнить, что выплаты из общественных фондов потребления практически лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим воздействием. Поэтому такие пассивные формы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондов потребления должны сочетаться с созданием условий для эффективной работы и получения соответствующих доходов.

Литература:

1.Курс экономической теории. Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. А 1994.

2.Экономическая теория. Под ред. Н. И. Базылева, С.П.Гурко. Минск, БГЭУ, 1998.

Контрольные вопросы:

1.Что такое социальная политика?

2.Какие виды доходов Вы знаете?

3.Какие выплаты из общественных фондов потребления Вы знаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: