Введение. Казанский государственный

Казанский государственный

энергетический университет

Г.В. ЗАВАДА, О.В. БУШМИНА

Утверждено учебным управлением

в качестве учебного пособия

для магистрантов

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Учебное пособие

по курсу

Педагогика высшей школы

Казань 2008

УДК 378.124.082

ББК

З 13

Завада Г.В., Бушмина О.В.

Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2007.

Кратко изложены основные вопросы педагогики, соответствующие государственным требованиям программы подготовки преподавателя высшей школы. Затронуты вопросы общей педагогики, теории обучения и воспитания, их основные принципы, методы и виды. Каждый раздел пособия снабжен дидактическим практикумом, который может использоваться для самостоятельной проработки учебного материала.

Может быть полезным для магистрантов I года обучения, слушателей, проходящих обучение по профессиональной переподготовке «Педагогика высшей школы»,а так же для специалистов и преподавателей, ведущих исследования в этой области.

_________________________________

Рецензенты

Канд. пед. наук, доцент Э.М. Бурцева,

Канд. филол. наук, доцент О.Р. Кудаков

Рекомендовано секцией РИС ИЭСТ

Председатель секции Мухарямов Н.М.

© Завада Г.В., 2008

© Казанский государственный энергетический университет, 2008


ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Вместе с тем, современное высшее образование, как в мире, так и в России, переживает модернизацию: изменяются требования к уровню и качествам выпускников, пересматриваются учебные планы, все большее применение находят новые информационные технологии в обучении и образовании, а значит, меняются методы добывания знаний и методы обучения.

Несомненно, что в такой ситуации серьезное внимание привлекает педагог – преподаватель высшей школы, который должен обладать не только знаниями своей дисциплины и науки, но и психолого-педагогическими знаниями, быть разносторонне развитым и эрудированным специалистом – ПЕДАГОГОМ. Именно поэтому Министерством образования РФ в 2001 году разработана образовательно-профессиональная программа подготовки преподавателя высшей школы, назначением которой является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования. Целью преподавания курса «Основы психологии и педагогики высшей школы» является ознакомление магистров с общей проблематикой психологии и педагогики высшей школы, теоретическими и методологическими основами обучения и профессиональной подготовки, с формами анализа и организации взаимодействия преподавателей и студентов в учебной и воспитательной деятельности. Знакомство с программой курса, с теориями передачи и усвоения знаний в процессе обучения, переподготовки и повышения квалификации позволит магистрам в их будущей деятельности оценить и применить логику формирования профессионального отношения к делу обучающихся в высшей школе.

Изменившиеся социально-экономические условия и новые приоритеты образования, связанные со сменой образовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов, подготовкой будущих специалистов к профессиональному компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании обусловливают объективную необходимость в профессионально-педагогической научно-обеспеченной подготовке и переподготовке преподавателя высшей школы.

Целевые ориентиры курса «Педагогика высшей школы» определяются государственными требованиями к содержанию и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и связаны с развитием профессионально-педагогического мышления преподавателей, формированием у них научно-педагогических знаний и умений, необходимых как для преподавательской деятельности, так и для повышения общей профессиональной компетентности и педагогической культуры.

Данная учебная дисциплина призвана:

- познакомить слушателей с современными трактовками предмета педагогики высшей школы;

- дать представление об истории и современном состоянии высшего образования в России, ведущих тенденциях его развития;

- способствовать формированию методологической культуры педагогов;

- сформировать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания в вузе;

- способствовать глубокому освоению норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами, стремлению к установлению с ними отношений партнерства, сотрудничества и сотворчества;

- углубить представления об особенностях профессионального труда преподавателя высшей школы.

В основу отбора содержания курса и его структурирования положены следующие принципы:

- принцип научности, требующий отображения педагогической науки как развивающейся системы, имеющей сложную структуру, многообразные связи с культурой, другими науками, практикой;

- принцип практико-ориентированности, предполагающий отбор содержания, направленного на решение практических задач;

- принцип культуросообразности, ориентированный на отбор научных знаний, которые могут помочь в решении педагогических задач в конкретных социокультурных условиях;

- принцип целостности, предполагающий обеспечение единства отдельных частей курса, преемственности его идей, взаимосвязи основных понятий, связи с другими педагогическими дисциплинами, с психолого-педагогическим, общекультурным и предметным блоками.

Дисциплина «Педагогика высшей школы» поможет сосредоточить внимание студентов на показе путей и средств реализации новых концепций высшего профессионального образования, формированию активной творческой личности будущего специалиста; разработке новых подходов к овладению знаниями; созданию новых более эффективных средств, методов и форм обучения и воспитания студентов; проектированию развивающих педагогических процессов, организации для обучающихся такой образовательной среды, в которой они раскрывали бы свои способности и в более короткие сроки овладевали бы профессиональной деятельностью.

В целом знакомство с содержанием курса поможет преподавателям определить собственную позицию в условиях выбора педагогических концепций, вариантов, подходов, творческих поисков, выработать определенную стратегию деятельности в той или иной педагогической ситуации.

Дисциплина «Педагогика высшей школы» задает методологические и ценностно-смысловые ориентиры в подготовке магистров и аспирантов к педагогической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: