Закономерности и принципы обучения

В истории дидактики известны многочисленные попытки установления правил, руководств, рекомендаций, принципов, законов обучения.

Сократ: «Рождение мысли ученика зависит от организованного учителем диалога»

Я.А. Коменский: «Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям».

Несомненно то, что закономерности и законы - главные компоненты научной теории. Закономерность в общем отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Закономерности обучения – объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Попытки установить закономерные связи или хотя бы их начала можно найти у всех крупных теоретиков педагогики [51, с. 265-286]. Например, известный педагог С.Т. Шацкий вывел такую закономерность: обучающиеся в процессе работы тратят свои силы, но в том-то и сущность учения, что чем больше обучающиеся тратят свои силы, тем больше их приобретают. Он также вплотную подошел к формулированию научной закономерности о единстве интеллекта и чувств учащихся в процессе обучения.

Несомненной ценностью обладают законы, выдвинутые американским педагогом и психологом Э. Торндайком, которые нашли прочное воплощение в американской системе обучения. К этим законам относятся:

1. Закон взаимосвязанности: если два психических акта развиваются во взаимосвязи, то повторение одного из них приводит к появлению или закреплению второго.

2. Закон тренировки: чем выше интенсивность тренировки, тем лучше усваивается обратная реакция и тем дольше она сохраняется в памяти.

3. Закон интенсивности: чем интенсивнее тренировка ответа, тем лучше он усваивается и тем дольше остается в памяти.

4. Закон ассимиляции: каждый новый стимул имеет способность вызывать реакцию, которая была в прошлом связана с этим же стимулом.

5. Закон результативности: реакция, сопровождающаяся приятными последствиями, закрепляется; если же она сопровождается неприятными последствиями, то ее стараются заглушить или избежать.

Перечень и количество дидактических закономерностей у разных педагогов различно: например, И.П. Подласый приводит более 70 различных закономерностей обучения [51].

Выявление дидактических закономерностей происходит на основе анализа практики обучения. Кроме общих закономерностей обучения, свойственных любому образовательному процессу, или его конкретным воплощениям в той или иной дидактической системе, существуют частные закономерности, которые относятся к отдельным сторонам обучения, например: методам преподавания и учения, проведению различных форм обучения и т.п.

Рассмотрим классификацию закономерностей обучения, предложенную А.В. Хуторским, в основании которой лежат дидактические компоненты: цели, содержание, формы и методы, средства, система контроля и оценки результатов обучения.

1. Закономерности целей обучении:

- Эффективность образовательного процесса определяется гармонией и сбалансированностью целей различный уровней: общечеловеческих, государственных, общественных, национально-региональных, учебного заведения, педагогов, обучаемых, родителей и др.

- Образовательная продуктивность обучающихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его технологических элементов, в создании личностного компонента содержания образования.

- Цели каждого нового этапа обучения определяются уровнем достижения целей предыдущего этапа и личностными особенностями обучаемых в динамике их развития.

2. Закономерности содержания обучения:

- Эффективность обучения определяется способами структурирования содержания образования: наличием концентров, соотношением и взаимообусловленностью его частей, чередованием интеграционных элементов с детальным рассмотрением его составляющих, наличием в целостной системе компонентов индивидуального содержания образования.

- Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит обучающегося за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно-значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования.

- Личностное познание обучаемым фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию им личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам.

- Образовательные результаты обучающегося зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции.

3. Закономерности форм и методов обучения:

- Эффективность обучения зависит от соответствия видов и способов организуемой деятельности возрастным и другим индивидуальным особенностям обучающихся.

- Первичность получения обучаемым личного образовательного продукта по отношению к аналогичным внешним образовательным стандартам ведет к повышению мотивации и продуктивности образования.

- Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределенных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств обучающихся.

- Уровень образовательной продукции обучающихся определяется их индивидуальными способностями и степенью освоения ими технологии образовательной деятельности.

4. Закономерности использования средств обучения:

- Построение учебников на деятельностной основе, когда предусмотренные в них виды деятельности соответствуют комплексу специально подобранных профессиональных и личностных качеств, предполагает усиление развивающего характера обучения.

- Интерактивный характер компьютерных программ, электронных гипертекстовых учебников, телекоммуникационных средств в значительной степени повышают продуктивность обучения по сравнению с техническими средствами без организации обратной связи.

5. Закономерности системы контроля и оценки результатов обучения:

- Динамика творческих достижений обучающихся опережает динамику повышения их уровня усвоения базовых образовательных стандартов.

- Диагностика личностных образовательных приращений обучающегося оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.

Особенность закономерностей обучения заключается в том, что они не дают непосредственных указаний для практической деятельности, а задают общие ориентиры в рамках определенной дидактической концепции.

Анализ закономерностей обучения, выявление описываемых в них связей между различными компонентами образовательного процесса, позволяет формулировать ключевые принципы, необходимые для практической организации учебного процесса в любом учебном заведении.

Дидактические принципы по своей сути -основные положения и нормативные требования, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса обучения.

Дидактические принципы – исходные положения о способах достижения дидактических целей с учетом законов учебного процесса.

Система принципов строится на определенной методологической или мировоззренческой основе, исключающей внутренние противоречия. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности, остальные принципы в его дидактике согласовывались с данным принципом.

К.Д. Ушинский к дидактическим принципам относил: сознательность и активность обучения; наглядность; последовательность; прочность знаний и навыков.

Каждый принцип реализуется на практике через систему правил. Правила – нормативные предписания по реализации требований того или иного принципа.

Охарактеризуем основные принципы и правила по их реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: