Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Педагогическое общение – это осознанный и многогранный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников (коллектива), результатом которого является установление оптимального эмоционального контакта, обмен информацией, создание благоприятного психологического климата; управление социально-психологическими и педагогическими процессами, подразумевающими обратную связь, обеспечивающими успешность обучения и воспитания.
Педагог, преподаватель в педагогическом общении обязательно должен быть доминирующей стороной, т.е. организовывать общение и управлять им. В общении педагога часто возникают самые разные трудности. К основным можно отнести:
- неумение наладить контакт со студентами,
|
|
- непонимание внутренней позиции студента,
- управление общением,
- управление своим психическим состоянием.
Эти и другие трудности могут быть конкретизированы в различных непродуктивных моделях общения педагога и воспитанников:
1 модель (Монблан) – педагог «возвышается» над группой; хорошо знает предмет, науку, но «парит» над студентами, не замечая их.
2 модель (Китайская стена) – педагог отгораживается от студентов, устанавливает дистанцию, демонстрирует свое превосходство. Преобладает снисходительное отношение к студентам.
3 модель (Локатор) – педагог использует избирательное построение отношений, ориентируясь на отдельных студентов, либо на отдельные группы.
4 модель (Робот) – педагог действует по заранее разработанному плану, программе, не отступая от нее ни в каких случаях.
5 модель (Я сам) – всю деятельность педагог концентрирует в своих руках, является инициатором всего в образовательном процессе.
6 модель (Тетерев) – педагог слышит только себя.
7 модель (Гамлет) – педагог постоянно мучается сомнениями.
В качестве недостатков этих моделей можно назвать:
o доминирование информативной функции педагога в процессе организации и проведения самого процесса общения;
o использование педагогами авторитарного или либерального стилей руководства коллективом;
o при реализации этих моделей педагог практически не реализует свою коммуникативную функцию, связанную с умениями педагога найти подход к обучающимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения.
Педагогическое общение в своей подготовке и проведении должно пройти несколько стадий.
|
|
Стадии педагогического общения:
1. Ориентировка в условиях коммуникативной задачи (т.е. определение цели и задач общения; выявление индивидуальных особенностей собеседников).
2. Моделирование предстоящего общения (т.е. отбор содержания общения – что сказать?; отбор языковых средств – как сказать?; рассмотреть различные варианты подачи информации).
3. Собственно общение (состоит из двух этапов):
а) «коммуникативная атака» – требует от педагога использования техники быстрого включения группы, студентов в работу, а также применения приемом самопрезентации;
б) управление общением – требует от педагога поддержания дисциплины, организации диалогического общения, корректировки первоначального замысла с поправкой на реальные условия.
4. Анализ общения (т.е. соотнесение поставленных целей и задач с использованными средствами и полученными результатами).
Доминирование в педагогическом общении педагога накладывает определенные требования на тот образец поведения, который он показывает и применяет на практике. От этого образца будет зависеть как общее самочувствие коллектива (студенческого и преподавательского), так, в конечном счете, и результат всего педагогического процесса.