Понятие о физическом развитии школьников. Критерии определения гармоничности физического развития школьников по шкалам регрессии

Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков организма, которые характеризуют процесс его роста и развития. Данные о физическом развитии детей и подростков являются важнейшими показателями здоровья и зависят от многих факторов окружающей среды (питания, двигательной активности, бытовых условий и др.).

О физическом развитии судят по антропометрическим показателям (рост, вес, окружность грудной клетки), по физиометрическим показателям (жизненная емкость легких, мышечная сила, пульс, артериальное давление) и соматоскопическим (состояние костно-мышечного аппарата, степень жироотложения, степень полового созревания).

Для оценки физического развития используются следующие методы:

- индивидуализирующие методы оценки физразвития индивидуума (метод индексов, сигмальных отклонений, шкал регрессии);

- генерализующие методы оценки физразвития коллективов (сравнение арифметических средних, сравнение процентной выраженности признаков в группе).

Комплексная оценка физического развития.

Биологический возраст   Физическое развитие Масса тела, окружность грудной клетки
Соответствует календарному   Гармоничное М±1σ и > за счет развития мускулатуры. Рост любой, вес и окружность грудной клетки – средние, выше средних или высокие за счет мышечной ткани
Опережает календарный Дисгармо-ничное М = -1σ-2 σ, М = +1σ+2 σ за счет повышенного жироотложения. Рост любой, вес и окружность грудной клетки ниже средних, или выше средних за счет жировой ткани
Отстает от календарного Резко-дисгармоничное М = <-2σ, М = >+2σ за счет повышенного жироотложения. Рост любой, вес и окружность грудной клетки низкие или высокие за счет жировой ткани

В настоящее время используется комплексный метод, который объединяет оценку морфофункционального состояния организма по шкалам регрессии с одновременным определением его соответствия биологического развития календарному возрасту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: