Прежде всего, это должна быть открытая система, развитие которой определяется социально-экономическим развитием общества, достижениями в области науки, техники, культуры. Все компоненты системы должны иметь между собой внутренние связи по содержанию, используемым методам, отражать особенности учебно-познавательной деятельности, в том числе и самостоятельной, на разных уровнях усвоения материала, овладения способами разных видов деятельности. Система средств обучения должна обладать такими качествами, как необходимость и достаточность для усвоения с их помощью определенного вопроса, раздела, темы программы, учебного курса, обеспечивая при этом вариативность учебного материала, подбора рациональных форм и методов его изучения.
Процедура формирования такой системы в общем виде отражают основные положения теории.
1. Общий компонентный состав системы материальных средств формируется в результате системного анализа деятельности учителя и учащихся, которой присущи как общие черты любой трудовой деятельности, так и специфические, обусловленные особенностями преподавания и учения.
|
|
Система материальных средств и условий обучения включает три важнейших компонента, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельная система.
Первым и главным компонентом системы являются собственно средства обучения, называемые нередко дидактическими средствами.
Второй компонент составляет специальное оборудование для научной организации труда и управления им (оргтехника).
Третий компонент - это подсистема мебели и приспособлений для работы учителя и учащихся, а также для размещения, хранения и использования учебного оборудования.
2. Качественное и количественное своеобразие компонентного состава материальных средств обусловлено внутренними и внешними связями компонентов системы по каждому учебному предмету.
Цели и задачи учебного курса, реализуемые через его содержание, отражают особенности деятельности учителя и учащихся (методы, способы, организационные формы), которая требует включения в систему соответствующих средств обучения, что и определяет, в свою очередь, своеобразную функциональную направленность оборудования и его класоификацию.
Формирование различных, абстракций, модельных представлений определило наличие в системе моделей, таблиц, экранных пособий.
3. Исходным началом построения системы, ее структурной функциональной единицей являются первичные комплексы учебного оборудования, которые формируются на основе целей, задач, конкретного содержания и методики изучения отдельных вопросов учебной программы с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся и дидактических функции средств обучения. Первичные комплексы, или первичные системы могут создаваться для изучения вопроса, темы, раздела программы на урок, цикл уроков, других организационных форм ведения занятий, а также выполнять "сквозную" функцию при формировании определенных способов деятельности.
|
|
4. Интеграция - необходимое условие формирования системы, включающая анализ функций средств обучения и отбор их в первичные тематические комплексы (системы), которые являются основой для построения систем учебного оборудования.
В процессе интеграции выявляют средства обучения с близкими функциями, из которых отбирают наиболее пригодные для данной учебной ситуации и достижения поставленной цели, определяют количества предметов учебного оборудования, для разнообразных видов труда и способов деятельности учителей и учащихся, а также целесообразность модернизации существующих пособий и создания новых, в том числе вспомогательных, универсальных и т.д.
Результатом интеграции становится комплекс (первичная система) учебного оборудования, включающий необходимое и достаточное множество средств обучения для изучения определенной темы, связанное между собой содержанием и методикой преподавания и поэтому обладающее целостностью и определенной структурой, подбираемое в соответствии с особенностями познавательной деятельности и временем, необходимым на ознакомление учащихся с данньш вопросом; обладающее интегративным качеством - решать поставленные учебно-воспитательные задачи, достигать намеченных целей.
5. Функциональная активность системы, являющаяся интегративным результатом функций ее компонентов, проявляется при комплексном использовании средств обучен
Вопросы для самопроверки.
1. Раскройте сущность УМО.
2. Назовите противоречие, существующее в современной высшей школе.
3. В чём заключается функциональное назначение УМО.
4. «Функциональная единица», «Первичная система» - для определения структуры какого системного образования используются эти термины?
5. Назовите структурные компоненты УМО.
Вопросы для размышления.
1. Вы эксперт. Оцените систему УМО в вашем вузе. Оформите как лист экспертной оценки.
2. Охарактеризуйте возможности исследования УМО в высшей школе.
3. Представьте, что вы ректор вуза. Какая модель УМО вуза будет предложена вами для его успешного процветания?
4. Докажите, что проектирование УМО инновационный процесс.
Задания для самостоятельной работы:
1. Сконструируйте модель УМО к учебному курсу.
2. Составьте картотеку научно–методической и психолого-педагогической литературы, периодических изданий к учебному курсу.