Тема 7. Доходы организации (предприятия)

Понятие доходов и их роль в формировании финансовых ресурсов коммерческих предприятий. Выручка нетто и брутто. Состав, структура и методика определения выручки. Методы расчета выручки инвестиционного фонда от реализации ценных бумаг. Расчет выручки от реализации имущества предприятия. Доходы от участия других организаций. Состав прочих операционных и внереализационных доходов. Планирование выручки от реализации продукции (объема продаж). Операционный леверидж. Порядок формирования и использования доходов от реализации продукции.

Доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Выручка-брутто вся валовая выручка, которую получает (или предполагает получить) предприятие на основе выполнения заключенных договоров.

Выручка-нетто вся валовая выручка, которую получает (или предполагает получить) предприятие.

Реализация продукции, товаров, услуг – это основной источник дохода и бюджета предприятия. Получение предприятием выручки завершает производственный цикл.

Выручка от реализации продукции – сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования дохода предприятия.

Выручка от реализации – это объем реализованной продукции (оказанных услуг) в денежном выражении. Она определяется как произведение цены единицы продукции на объем реализованной продукции в физических единицах:

В = Р х Q

где: Р – цена единицы продукции;

Q – количество реализованной продукции в физических единицах.

Если предприятие производит не один, а несколько видов продукции, то выручка от реализации будет определяться как сумма объемов реализации (в денежном выражении) каждого товара (услуги).

Таким образом, выручка может изменяться в зависимости от:

Ø изменения объема реализованной продукции или оказанных услуг;

Ø изменения цены единицы продукции (расценки на предоставляемую услугу);

Ø изменения ассортимента выпускаемой продукции (оказываемых услуг);

Ø изменения удельного веса различной продукции (услуг) в общем объеме реализации.

Виды выручки:

1. Выручка от реализации основной продукции (товаров, услуг). Из нее возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд в соответствии с нормами амортизационных отчислений. Оставшаяся часть выручки представляет чистую продукцию.

2. Валовая выручка

Ввал = Воп + Впп + Впр

где: Воп – выручка от реализации основной продукции;

Впп – выручка от реализации прочей продукции;

Впр – выручка от прочей реализации.

То есть, кроме выручки от реализации основной продукции организация может получать:

o выручку от реализации прочей (неосновной) продукции;

o выручку от прочей реализации: выбытие основных фондов, реализация материалов и т.д.

3. Общая выручка

Вобщ = Ввал + Вво

где: Вобщ – общая выручка;

Ввал – валовая выручка организации;

Вво – выручка от внереализационных операций.

Выручка от внереализационных операций: от сдачи имущества в аренду, совместной деятельности, доходам по операциям с ценными бумагами и т.д.

В объем реализации не включаются стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот. На размер выручки оказывают влияние множество факторов: объем выпускаемой продукции, ассортимент, качество, цена, формы расчета и т.д.

Для составления финансовой отчетности определение выручки от реализации продукции, работ, услуг осуществляется после отгрузки продукции, выполнения работ (услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

При объявлении учетной политики предприятие выбирает самостоятельно методику определения выручки для целей налогообложения:

· по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчете наличными деньгами – при поступлении средств в кассу);

· по срокам отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов.

Доход предприятия – разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах и материальными затратами на производство и реализацию продукции, кроме заработной платы.

Прибыль от продаж (или прибыль от обычных видов деятельности) является финансовым результатом продаж. Планирование прибыли от продаж можно производить традиционными методами, исходя из плановых показателей выручки и себестоимости продукции (работ, услуг). Однако целесообразнее при планировании прибыли от продаж пользоваться инструментом, именуемым «операционный левередж».

Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная операционный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.

Это соотношение постоянных и переменных расходов компании и влияние этого отношения на прибыль до вычета процентов и налогов (операционную прибыль). Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%.

Ценовой операционный рычаг вычисляется по формуле:

Рц = В/П

Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:

Рц = (П + Зпер + Зпост)/П =1 + Зпер/П + Зпост/П

где: В — выручка от продаж.

П — прибыль от продаж.

Зпер — переменные затраты.

Зпост — постоянные затраты.

Рц — ценовой операционный рычаг.

Рн — натуральный операционный рычаг.

Натуральный операционный рычаг вычисляется по формуле:

Рн = (В-Зпер)/П

Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:

Рн = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П

При планировании прироста или снижения выручки от продаж использование показателя операционного левереджа позволяет одновременно определить прирост или уменьшение прибыли. И наоборот, если в плановом периоде предприятию необходима определенная величина прибыли от продаж, с помощью операционного левереджа можно установить, какая выручка от продаж обеспечит нужную прибыль.

Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Поступая на предприятие, выручка от реализации распределяется по направлениям возмещения потребленных средств производства, а также формирует валовой и чистый доход. Выручка от реализации должна покрывать совокупные затраты предприятия и приносить ему прибыль.

Поступление выручки на денежные счета организации завершает кругооборот средств. Дальнейшее использование поступивших средств - это начало нового кругооборота. Одновременно происходит распределение чистого дохода в интересах предприятия, физических лиц, государства, других заинтересованных лиц.

В первую очередь выручка используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Остаток выручки после возмещения стоимости израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формирует валовой доход. Из выручки выплачивается заработная плата, начисляется социальное страхование, формируется прибыль организации (предприятия).

Немалое значение для организации (предприятия) имеют и доходы от реализации имущества, в частности основных фондов. Доходы от реализации имущества отражаются как операционные доходы, а остаточная стоимость и расходы, связанные с реализацией, — как операционные расходы.

Если организация считает сдачу в аренду или лизинг своего имущества основной деятельностью, то арендная плата и лизинговые платежи становятся выручкой от основной деятельности. В остальных случаях получение арендной платы или результата от продажи имущества считается выручкой от инвестиционной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: