Одним из основных показателей субъектов предпринимательской деятельности является выпуск продукции. Он может измеряться в натуральном, стоимостном выражении и ассортименте. От выполнения предприятием производственной программы при непременном условии, что продукция его пользуется спросом, (то есть нет проблем со сбытом) зависит выполнение плана по многим другим показателям: таким, как объем продаж предприятия, уровень затрат на производство продукции, величина получаемой прибыли, рентабельность и финансовое положение в целом.
Объем производимой продукции, ее ассортимент находится под воздействием многочисленных факторов. Среди них первая группа - внешние факторы (состояние потребности и спроса на товар). Величину спроса на товар можно представить как функцию от ряда факторов, среди которых - потребность покупателя и его возможность приобрести данный товар -(определяется его доходом), цена на товар, цена на товар – заменитель и т.д. Определение величины спроса на товар является достаточно сложной проблемой. Для ее решения необходимы специальные маркетинговые исследования. При определении объема производимых товаров, ассортимента производства маркетинговыми отделами предприятий проводятся исследования рынка.
|
|
Вторая группа – это так называемые “внутренние” факторы, которые определяются возможностями данного предприятия, его производственным потенциалом, т.е. имеющимися в распоряжении предприятия материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
В дальнейшем при анализе объема производства и реализации товаров конкретного предприятия будем исходить из того, что его продукция пользуется спросом, портфель заказов сформирован, и объем продаж соответствует объему производства.
При изучении объема производства, являющего одним из важнейших факторов объема реализации продукции на предприятии, выполняются следующие аналитические процедуры:
- оценка выполнения планового задания по производству продукции;
- анализ выполнения производственного задания по ассортименту и структуре производимой продукции;
- оценка ритмичности выпуска продукции на предприятии;
- анализ показателей качества;
- обобщение внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства за счет улучшения качества продукции, выполнения задания по ассортименту, структуре и ритмичности производства.
При анализе реализации дается оценка выполнения плана по показателю в целом, а также с учетом выполнения предприятием договоров по поставкам продукции.