Понятие и оценка товаров

По положению бухгалтерского учета «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

В соответствии со ст. 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» товаром является продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.

Под товаром по договору купли-продажи признаются материальные ценности, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Движение товаров и прочие операции с ними сопровождаются расчетами между поставщиками и покупателями, формированием доходов. Общая стоимость проданных товаров (доход от обычных видов деятельности) в торговле называется товарооборотом, а в других отраслях - выручкой от продажи товаров.

Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены предприятия, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. В оптовой торговле товары оцениваются по покупным ценам (по сумме фактических затрат на приобретение). В розничной торговле разрешается вести учет товаров, как в покупных, так и в продажных ценах. В розничной торговле торговая наценка является основным источником доходов торговой организации и определяется в процентах к покупной стоимости товаров. Величина торговой надбавки устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть расходы по продаже (расходы, связанные с перевозкой, хранением и реализацией товаров) и обеспечить получение торговой организацией прибыли и уплаты косвенных налогов. Если продаваемые товары облагаются налогами: НДС, акцизами, то они включаются в состав торговой наценки.

Для целей бухгалтерского учета возможно использование следующих вариантов оценки товаров при продаже (или ином выбытии) (п. 16 ПБУ 5/01):

· по стоимости единицы товара;

· по средней стоимости;

· по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).

Для оценки товаров организации необходимо иметь документально подтвержденную информацию о том, сколько и каких товаров продано. На практике применяются различные способы учета количества и номенклатуры реализованных товаров.

При ведении учета реализованных товаров в разрезе каждого наименования (группы) товаров не представляется возможным, то количество реализованных товаров рассчиты­вают по формуле:

Крт. = Отн + Кпм – Отк, (18.1)

где Отн – остаток товаров на начало месяца;

Кпм – количество поступивших в течение месяца товаров;

Отк – остаток товаров на конец месяца.

При таком способе определения количества и номенклатуры реализованных товаров организация должна ежемесячно проводить инвентаризацию, по результатам которой опре­деляются остатки товаров в натуральных показателях.

Однако этот способ определения количества реализованных товаров неточен, поскольку он не позволяет выявить товарные потери.

Поэтому, для того чтобы определить стоимость реализованных товаров, необходимо сначала определить их количество, а затем рассчитать их стоимость тем способом, который установлен в приказе об учетной политике организации.

Для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с 25 главой НК РФ по-прежнему действуют четыре различных варианта оценки товаров (п. 8 ст. 254 НК РФ):

· метод оценки по стоимости единицы запасов;

· метод оценки по средней стоимости;

· метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

· метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)

Организация может выбрать любой из этих вариантов. Выбранный метод оценки това­ров при выбытии закрепляется приказом в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета и для целей нало­гообложения.

Метод оценки по стоимости единицы товара является самым точным, но в рознич­ной торговле он применяется ограниченно в силу сложности (или трудоемкости) определе­ния стоимости приобретения конкретной единицы реализованного товара.

Метод оценки по средней стоимости на практике является самым распространен­ным. Средняя стоимость, по которой производится списание товаров, исчисляется путем деления покупной стоимости товаров одного наименования (одной группы товаров) без НДС за месяц с учетом стоимости остатка товаров этого наименования (группы) на начало месяца на их количество, складывающееся из остатка товаров на начало месяца и поступив­ших в этом месяце товаров.

В настоящее время при автоматизированной системе обработки данных складского и бухгалтерского учета наиболее распространенным является метод списания реализованных товаров по себестоимости каждой единицы.

Оценка по себестоимости первых по времени приобретений (ме­тод ФИФО) основана на допущении, что товары используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобре­тения (поступления), т.е. товары, первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости первых по времени при­обретений с учетом себестоимости товаров, числящихся на начало месяца.

При применении этого способа оценка товаров, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимо­сти последних по времени приобретений, а в себестоимости про­данных товаров учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

В налоговом учете оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО) основана на допущении, что товары, первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения.

При применении этого метода оценка товаров, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимо­сти ранних по времени приобретения, а в себестоимости продан­ных товаров учитывается себестоимость поздних по времени при­обретения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: